Duty Free теряет блеск: магазины беспошлинной торговли в Южной Корее столкнулись с серьезным падением продаж, несмотря на рекордный приток туристов, заявили местные источники. Главная причина — изменение покупательского поведения иностранных туристов, которые все чаще отдают предпочтение трендовым торговым сетям, предлагающим товары по более доступным ценам. Этот спад особенно заметен на фоне полного восстановления въездного туризма и рекордного числа иностранных гостей, что говорит о том, что традиционные товары Duty Free, в том числе предметы роскоши, стремительно теряют свою привлекательность. По данным Корейской ассоциации магазинов беспошлинной торговли, в первой половине 2025 года совокупный объем продаж магазинов Duty Free по всей стране составил 6,36 трлн вон (около 396 млрд рублей), что значительно меньше, чем 7,39 трлн вон (около 459 млрд рублей) в 2024 году и 11,65 трлн вон (около 725 млрд рублей) в 2023 году. Ежемесячная динамика продаж также оставляет желать лучшего. Стартовав в январе на уровне 954,3 млрд вон (около 59,5 млрд рублей), продажи выросли до 1,18 трлн вон (около 73,5 млрд рублей) в апреле, но затем упали до 1,08 трлн вон (около 67,2 млрд рублей) в июне, а в июле продолжили снижение до 920 млрд вон (около 57,3 млрд рублей). В июле продажи упали на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чтобы справиться с падением продаж, два крупнейших оператора беспошлинной торговли — Shilla Duty Free и Shinsegae Duty Free — обратились с просьбой о снижении арендной платы на 40% для своих магазинов косметики, парфюмерии, спиртных напитков и табачных изделий в международном аэропорту Инчхон. Однако, Incheon International Airport Corp. отказала в снижении арендной платы, ссылаясь на то, что это может создать прецедент. Показатели работы магазинов Duty Free резко контрастируют с растущим потоком иностранных туристов. По данным Корейской туристической организации, в первой половине 2025 года Корея приняла рекордные 8,83 миллиона туристов, что на 14,6% больше, чем за тот же период прошлого года, и на 4,6% выше предыдущего максимума в 8,44 миллиона, установленного в первой половине 2019 года до пандемии COVID-19. По словам профессора потребительской экономики Женского университета Сукмён Чхве Чула, снижение продаж в магазинах Duty Free, несмотря на рост числа иностранных туристов, во многом объясняется изменившимися моделями потребления. «В отличие от прошлого, туристы менее склонны покупать дорогие предметы роскоши и вместо этого предпочитают более доступные товары, связанные с культурой K-pop, такие как косметика, одежда и закуски», — отметил эксперт. Профессор экономики Университета Инха Шин Иль Сун разделяет эту точку зрения: «Иностранные туристы хотят лично познакомиться с корейской культурой, используя те же товары, которые они видели в корейских сериалах, фильмах и других медиа». Лидерами этой тенденции становятся розничные сети, такие как CJ Olive Young, Musinsa и Daiso, которые занимают лидирующие позиции на рынках косметики, моды и различных товаров соответственно. В первой половине 2025 года доля иностранных покупателей в общем объеме офлайн-продаж Olive Young впервые превысила 25% и составила 26,4%, что способствовало росту продаж на 17,9% в годовом исчислении, в результате чего общий объем продаж за шестимесячный период составил 2,69 триллиона вон (около 167,5 млрд рублей). Musinsa привлекла иностранных покупателей из более чем 100 стран, при этом китайские покупатели составляют 32%, а японские — 27% от международного сегмента. Продажи ритейлера модной одежды выросли на 22,1% в годовом исчислении и составили 670,5 млрд вон (Oколо 41.8 млрд рублей) в первой половине года. Компания Daiso сообщила, что иностранные покупатели составляют около половины всех покупателей в ее крупных торговых точках в популярных торговых районах Сеула, включая Мёндон, Тондэмун и Хондэ. Хотя компания пока не раскрыла свою прибыль за середину 2025 года, в 2024 году она заявила о рекордных продажах в размере 3,96 триллиона вон (около 246,5 млрд рублей). Турпром поясняет: история и суть магазинов Duty Free Концепция магазинов Duty Free была впервые предложена Бренданом О'Риганом в аэропорту Шеннон в Ирландии в 1947 году. Целью было предоставление пассажирам, совершающим международные рейсы, возможности приобретать товары без уплаты пошлин и налогов, что делало их более доступными по цене. С тех пор такие магазины можно найти в любом международном аэропорту. Суть магазинов Duty Free заключается в том, что товары, продающиеся в них, освобождены от уплаты акцизов, НДС и других налогов, которые обычно взимаются с товаров, продающихся на внутреннем рынке. Теоретически позволяет предлагать товары по более низким ценам, что привлекает покупателей, совершающих международные поездки. Практически на многие товары цены там могут быть и выше, чем в обычных магазинах в городе. В магазинах Duty Free, как правило, представлен широкий ассортимент товаров, включая парфюмерию и косметику, алкогольные напитки, сигареты, кондитерские изделия, одежду, аксессуары и электронику. Но ни для кого из туристов не секрет, что наиболее популярной категорией товаров в магазинах Duty Free в первую очередь стал дорогой алкоголь, а также парфюмерия и косметика. Пользуются спросом и табачные изделия....