Литиевая угроза: ещё одна авиакомпании ужесточают правила провоза гаджетов в целях безопасности полетов
Vietnam Airlines и Vietjet Air ввели запрет на использование пауэрбанков на борту, присоединившись к другим крупным авиаперевозчикам.

Ещё две крупные авиакомпании, Vietnam Airlines и Vietjet Air, объявили о введении строгих правил провоза ручной клади, запрещающих использование внешних аккумуляторов (пауэрбанков) на борту самолетов. Эти меры присоединяются к аналогичным ограничениям, введенным ранее такими авиаперевозчиками, как Emirates, и направлены на повышение безопасности полетов.
Новые правила запрещают пассажирам использовать внешние аккумуляторы для подзарядки устройств на борту самолета, в том числе через USB-порты, расположенные в сиденьях. Провоз пауэрбанков в ручной клади по-прежнему разрешен, однако они должны находиться в выключенном состоянии и быть легкодоступными для осмотра.
Решение о введении ограничений было принято на фоне растущих опасений, связанных с безопасностью литиевых аккумуляторов во время полетов. В последнее время участились случаи возгорания и перегрева этих устройств, что может привести к серьезным последствиям на борту воздушного судна.
На прошлой неделе Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выпустило обновленное предупреждение, основанное на информации о 50 инцидентах, связанных с портативными аккумуляторными батареями. В документе отмечается, что «литиевые батареи, хранящиеся на багажных полках для пассажиров и/или в ручной клади, могут быть скрыты, к ним может быть трудно получить доступ, или они могут не контролироваться пассажирами или членами экипажа. Из-за этого обнаружение теплового разгона и меры по тушению пожара могут быть отложены во время полета, что повышает риск для безопасности».
Vietnam Airlines и Vietjet Air, присоединились к ряду других авиакомпаний, также введших ограничения в текущем году. Air Busan стала первой авиакомпанией, запретившей использование внешних аккумуляторов на борту после того, как в январе на одном из ее рейсов произошел пожар, ставший причиной списания самолета. Причиной возгорания стал как раз нелицензионный пауэрбанк. Авиакомпании Emirates и Singapore Airlines, также ввели ограничения на использование внешних аккумуляторов. Запреты также ввели авиакомпании Eva Air, Thai Airways и Air Asia.
Турпром рассказывает: почему авиакомпании запрещают пауэрбанки на борту самолетов
Запрет или ограничение на использование и провоз пауэрбанков (внешних аккумуляторов) на борту самолетов обусловлен рядом причин, связанных с безопасностью полетов и потенциальными рисками, которые представляют литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, используемые в этих устройствах.
-
Риск возгорания: Литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы содержат легковоспламеняющиеся электролиты. В случае повреждения, короткого замыкания, перегрева или производственного брака, аккумулятор может подвергнуться «тепловому разгону» — неконтролируемой цепной реакции, приводящей к быстрому повышению температуры, выделению токсичных газов и возгоранию. Такой пожар может быть трудно потушить обычными средствами, доступными на борту самолета.
-
Сложность тушения: Литиевые батареи горят очень интенсивно и выделяют большое количество тепла. Обычные водяные огнетушители могут оказаться неэффективными, так как литий вступает в реакцию с водой, выделяя горючий водород. Для тушения таких пожаров требуются специальные огнетушители, содержащие, например, хладон или другие химические вещества, способные остановить цепную реакцию и охладить аккумулятор.
-
Обнаружение и доступ: Если аккумулятор загорится в багажном отсеке, обнаружить возгорание может быть затруднительно. Кроме того, доступ к багажному отсеку во время полета ограничен, что затрудняет оперативное тушение пожара. В случае возгорания аккумулятора в ручной клади, находящейся на багажной полке, также может возникнуть задержка с обнаружением и тушением из-за ограниченного обзора и затрудненного доступа.
-
Повреждение при транспортировке: Пауэрбанки, перевозимые в багаже, могут быть подвержены ударам, сдавливанию и другим механическим воздействиям, что повышает риск повреждения аккумулятора и, как следствие, его возгорания.
-
Производственный брак и подделки: На рынке существует большое количество некачественных или поддельных пауэрбанков, не соответствующих стандартам безопасности. Такие устройства могут иметь дефекты, увеличивающие риск возгорания.
-
Неправильное использование: Пассажиры могут неправильно использовать пауэрбанки, например, заряжать их несовместимыми зарядными устройствами или оставлять под прямыми солнечными лучами, что также может привести к перегреву и возгоранию.
В связи с этими рисками, авиакомпании и регулирующие органы (например, FAA) устанавливают ограничения на провоз и использование пауэрбанков на борту самолетов. Как правило, разрешается провоз пауэрбанков в ручной клади с ограничением по емкости аккумулятора (обычно до 100 Втч), при этом запрещается их использование во время полета. Также могут быть введены ограничения на количество провозимых устройств. Эти меры направлены на снижение риска возникновения пожара на борту самолета и обеспечение безопасности пассажиров и экипажа.
Российским туристам, планирующим авиаперелеты, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами провоза ручной клади и электронных устройств, установленными авиакомпанией-перевозчиком, чтобы избежать недоразумений и обеспечить безопасность полета.