«Букинг» возвращается? Российские онлайн-платформы готовятся к битве за туриста
Возможное возвращение Booking.com не радует, но и не страшит российские тревел-платформы: рынок изменился, конкуренция выросла, условия работы стали жестче.

Возможное возвращение Booking.com и других иностранных агрегаторов в Россию уже не вызывает прежней паники у отечественных онлайн-платформ. Об этом заявили для АТОР представители ведущих российских сервисов в рамках дискуссионной панели «Битва идей и технологий туристических агрегаторов за клиента будущего». Условия игры на российском рынке стали жёстче и Букингу не светит снова стать монополистом - уверены там.
Как заявили представители сервиса «Островок», условия работы на российском рынке кардинально изменились, и заход иностранных игроков будет осложнен. «За прошедшие годы перестроился не только рынок, на котором кратно возросло влияние российских игроков. Изменились и сами условия работы. Западным платформам теперь наверняка придется «приземляться» в России – то есть работать в нашей стране уже с учетом новых реалий: закона о персональных данных, предусматривающем их хранение в России, норм об использовании отечественного софта, нужны будут прозрачные договоры, чеки, выписываемые онлайн-кассами и прочее. А это уже совсем иные условия конкуренции, нежели были ранее, и не факт, что западные игроки на них согласятся», - заявили эксперты.
В сервисе «Т-Путешествия» (экосистема Т-Банка), полагают, что для банковских экосистем возможное возвращение «Букинга» было бы не очень приятным, но не критичным сценарием. «Ждем, что такое может произойти. Но уже боимся этого совсем не так, как два года назад. Безусловно, у многих россиян привычка бронировать на «Букинге» осталась «на клеточном уровне». Но рынок изменился, многое поменялось, а инструментарий и ассортимент экосистемных игроков существенно выросли», – пояснил он.
Те же «Т-Путешествия», начавшие в 2016 году с сервиса бронирования авиабилетов, с 2023 года предлагают и отели, и пакетные туры. Также серьезно развилась у сервиса и служба онлайн-поддержки, задача которой – всесторонне сопровождать клиента. «Кроме того, нам как экосистеме с ядром в виде банка возвращение западных игроков и прежде всего «Букинга» будет менее опасным, чем другим игрокам. Фактически, мы не конкурируем на открытом рынке, так как нацелены на приоритетную работу с 55 млн клиентами Т-Банка, и нам не нужно воевать за них с другими сервисами», – отметили представители платформы.
Кроме того, уверены все участники, растущий инструментарий и ассортимент сегодня делают российские онлайн-платформы и туроператоров достойными конкурентами «букингу» и другим западными сервисам, в том числе и при планировании поездок за рубеж. По данным Александра Брагина из Ассоциации туристических агрегаторов, сейчас совокупное количество поставщиков всех российских онлайн-сервисов бронирования туристических услуг превышает 2,2 млн по всему миру (авиакомпаний, туроператоров, отелей, апартаментов, трансферов и других доп. услуг).
Ранее, летом, перспектива возвращения "иностранных глобальных компаний с их неограниченными финансовыми ресурсами" в лице Booking.com и Airbnb напугала представителей российских туристических агрегаторов. Настолько, что, как писал Турпром, его призвали «придушивать». Тот же Александр Брагин отмечал: «Нас беспокоит история с потенциальным возвратом и сетевым эффектом, которые довольно быстро с российского рынка «соскочили». Но теперь понятно, что рынок большой и динамично развивающийся, есть интерес к возврату. В этом смысле Владимир Владимирович Путин сказал, что такие сервисы нужно душить. Мы, со своей стороны, предлагаем не душить, немножко придушивать». Он подчеркнул, что за последние годы российские сервисы компенсировали "сбежавший" "Букинг" и прочие сервисы.
«Недостаточно просто рассуждать о создании конкурентных условий. Необходимо активно защищать интересы отечественных сервисов, включая юридические меры воздействия. Пример Европы, где Booking.com вызвали в суд из-за практики «ценового паритета», показывает, что с иностранными гигантами необходимо вести жесткую и бескомпромиссную борьбу», - отмечают эксперты Турпрома. Напомним, в Европах ассоциация HOTREC (Европейская ассоциация отелей, ресторанов и кафе), объединяющая более 30 национальных гостиничных ассоциаций, инициировала коллективный иск против гиганта онлайн-бронирования Booking.com. К европейцам присоединились также и турецкие отели.
Адвокат Фолькер Сойез, представляющий Stichting Hotel Claims Alliance, информировал европейских отельеров на встрече в Стамбуле, организованной TÜROB (Турецкая ассоциация отельеров), о готовящемся судебном разбирательстве. Он подробно рассказал о сути коллективного иска и объяснил, как турецкие отели могут присоединиться к этому общеевропейскому движению.
Представители TÜROB отмечают, что участие в судебном процессе не подразумевает для отелей индивидуальной финансовой ответственности, поскольку разбирательство ведется при поддержке финансовых институтов. На данный момент к иску присоединились более 15 000 отелей по всей Европе.
Причиной столь массового недовольства Booking.com является практика «ценового паритета», которую отели считают антиконкурентной и наносящей ущерб их бизнесу. Именно такие прецеденты должны стать примером для российских регуляторов в формировании политики по отношению к иностранным онлайн-платформам. Только последовательная защита интересов отечественного бизнеса позволит создать здоровую и конкурентоспособную туристическую отрасль.