Звездные войны российского гостеприимства: почему инвесторы выбирают пять звезд и как заработать на «трешках»

Инвестиции в гостиничный бизнес России: почему 5 звезд привлекательнее 3-4, какие требования предъявляются к отелям разной категории.

22.10.2025 08:17
Звездные войны российского гостеприимства: почему инвесторы выбирают пять звезд и как заработать на «трешках»

Российский гостиничный бизнес переживает эпоху активного развития, и одним из ключевых вопросов для инвесторов остается выбор между отелями разной звездности. Несмотря на то, что пятизвездочные отели традиционно считаются более привлекательными с точки зрения окупаемости, эксперты отмечают, что и трехзвездочные объекты, расположенные в удачных локациях и обладающие продуманной концепцией, могут приносить стабильный доход. Об этом заявили в РСТ по итогам профильного форума.

По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ильи Уманского, большинство инвесторов сегодня предпочитают вкладывать средства в строительство пятизвездочных отелей. «Разница в стоимости строительства отеля 5* и 3* составляет максимум 30%, при этом возврат инвестиций занимает около 10 лет. В случае с отелем 3* этот срок может растянуться на неопределенное время. Поэтому, если разница в капиталовложениях не столь велика, логично выбирать объекты размещения, которые гарантированно вернут вложенные средства в течение десятилетия», – пояснил он на Форуме туристических территорий (FTT) в Москве.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Руководитель ГК «Кортрос» Дмитрий Рабышев добавил, что популярность пятизвездочных отелей также обусловлена тем, что лимит финансирования на них, указанный в правительственном постановлении №141, более соответствует реальным затратам, чем для отелей 3. «Указанный лимит на отели 3 в 11,5 миллиона рублей за номер уже не позволяет построить качественный объект с ресторанами. В то время как 23 миллиона рублей за номер в «пятерке» ближе к правде», – отметил он.

Однако эксперты подчеркивают, что выбор в пользу пятизвездочного отеля не всегда является оптимальным решением для инвестора. Наталья Обыдённова привела пример успешного возведения отелей 3* на 100 номеров в пределах третьего транспортного кольца Москвы. По её словам, такие гостиницы в центре города отлично окупаются не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Казахстане. «В таких "трешках" цена за номер может быть практически такой же, как в "четверке", благодаря динамическому ценообразованию. Но все зависит от местоположения, объема инвестиций и концепции. Инвестору следует привлекать управляющую гостиничную компанию еще на этапе создания концепции, особенно если он ранее строил только торговые центры или складские помещения. Важно не просто построить отель, а создать продукт, четко понимая, для кого он предназначен», – подчеркнула эксперт.

Вице-президент Cosmos Hotel Group Елена Махрова отметила, что отели 4* более предсказуемы с точки зрения загрузки и привлекают понятные категории гостей – туристов и корпоративных клиентов. Она также подчеркнула, что наиболее эффективными являются курортные пятизвездочные объекты, расположенные в природных локациях, за которые люди готовы платить высокий чек.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Эксперты отмечают, что мощный импульс гостиничному бизнесу придало правительственное постановление №141 о льготном кредитовании, которое позволяло получать займы на строительство и реконструкцию отелей под 3-5% годовых. Однако действие этого постановления не будет продлено. Наталья Обыдённова считает, что это несколько охладит пыл инвесторов, но не остановит процесс. «На смену эйфории предыдущих лет придет более четкий подсчет и оценка рисков», – сказала она.

Илья Уманский также полагает, что новые вызовы не остановят развитие гостиничного бизнеса. «Инвесторы – это удивительные люди, они думают на 10 лет вперед, на большую перспективу», – сказал он. Ранее президент РСТ заявил, что для сохранения высокой динамики строительства и реконструкции гостиниц необходимо вовлекать в индустрию гостеприимства средства физических лиц с применением федерального закона №214 «Об участии в долевом строительстве», что позволит достигнуть заявленных целей национального проекта к 2030 году.

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама

Турпром рассказывает: Чем отличаются отели разной звездности в России — какие к ним минимальные требования

В России действует система классификации отелей по «звездам», установленная Министерством экономического развития. Эта система определяет минимальные требования к отелям разной категории и помогает туристам ориентироваться при выборе места проживания. Вот основные различия между отелями разной звездности:

1 звезда («*»)

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама
  • Описание: Самый простой тип размещения, предлагающий базовые удобства.
  • Минимальные требования:
    • Номера от 8 кв. м (одноместные) и 12 кв. м (двухместные).
    • Минимальный набор мебели (кровать, стол, стул).
    • Ежедневная уборка номеров.
    • Смена постельного белья и полотенец — не реже одного раза в 7 дней.
    • Общие туалеты и душевые/ванны (могут быть на этаже).
    • Предоставление первой медицинской помощи.

2 звезды («»)**

  • Описание: Отели с улучшенным уровнем комфорта, предлагающие дополнительные услуги.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 1 звезде плюс:
    • Номера от 9 кв. м (одноместные) и 14 кв. м (двухместные).
    • Индивидуальные санузлы (туалет и душ/ванна) не менее чем в 50% номеров.
    • Телевизор в номере или в холле.
    • Смена постельного белья — не реже одного раза в 5 дней.
    • Смена полотенец — не реже одного раза в 3 дня.
    • Возможность заказа завтрака.

3 звезды («»)*

  • Описание: Отели среднего класса, предлагающие широкий спектр услуг и удобств.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 2 звездам плюс:
    • Номера от 10 кв. м (одноместные) и 16 кв. м (двухместные).
    • Индивидуальные санузлы во всех номерах.
    • Телевизор в каждом номере.
    • Мини-бар или холодильник в номере.
    • Кондиционер или система климат-контроля в номере.
    • Телефон для внутренней связи.
    • Ресторан или кафе на территории отеля.
    • Смена постельного белья — не реже одного раза в 3 дня.
    • Смена полотенец — ежедневно.
    • Предоставление гостям туалетных принадлежностей (мыло, шампунь, гель для душа).

4 звезды («»)

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама
  • Описание: Отели повышенного уровня комфорта, предлагающие широкий спектр услуг и удобств, а также более высокий уровень сервиса.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 3 звездам плюс:
    • Номера большего размера (от 12 кв. м для одноместных и от 18 кв. м для двухместных).
    • Более качественная мебель и отделка номеров.
    • Фен в номере.
    • Сейф в номере или на ресепшене.
    • Обслуживание номеров (room service).
    • Прачечная и химчистка.
    • Фитнес-центр или спортзал.
    • Конференц-зал или бизнес-центр.
    • Несколько ресторанов или баров на территории отеля.
    • Бесплатный Wi-Fi.
    • Более широкий спектр услуг для бизнеса и отдыха.

5 звезд («*»)

  • Описание: Отели класса «люкс», предлагающие наивысший уровень комфорта, сервиса и широкий спектр эксклюзивных услуг.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 4 звездам плюс:
    • Номера большего размера и улучшенной планировки (обычно от 20 кв. м на человека).
    • Изысканный дизайн и отделка номеров и общественных зон.
    • Индивидуальная система климат-контроля в каждом номере.
    • Высококачественное постельное белье и полотенца.
    • Халаты и тапочки в номере.
    • Расширенный набор туалетных принадлежностей.
    • Широкий выбор ресторанов и баров с разнообразной кухней.
    • Спа-центр с полным спектром услуг.
    • Бассейн.
    • Персональный сервис (консьерж, услуги дворецкого).
    • Трансфер.
    • Круглосуточное обслуживание номеров (24-hour room service).
    • Высокоскоростной интернет.
    • Другие эксклюзивные услуги и удобства.

Важно:

  • Классификация отелей является добровольной, поэтому некоторые отели могут не иметь звезд.
  • Минимальные требования — это лишь базовый уровень. Многие отели превышают эти требования и предлагают еще больше услуг и удобств.
  • При выборе отеля обращайте внимание не только на количество звезд, но и на отзывы других туристов, местоположение отеля и ваши личные предпочтения.

Подписатся на новости:

Спасибо что смотрите рекламу, это поддерживает проект. Прокрутите, чтобы продолжить читать
реклама