Звездные войны российского гостеприимства: почему инвесторы выбирают пять звезд и как заработать на «трешках»

Инвестиции в гостиничный бизнес России: почему 5 звезд привлекательнее 3-4, какие требования предъявляются к отелям разной категории.

22.10.2025 08:17
Звездные войны российского гостеприимства: почему инвесторы выбирают пять звезд и как заработать на «трешках»

Российский гостиничный бизнес переживает эпоху активного развития, и одним из ключевых вопросов для инвесторов остается выбор между отелями разной звездности. Несмотря на то, что пятизвездочные отели традиционно считаются более привлекательными с точки зрения окупаемости, эксперты отмечают, что и трехзвездочные объекты, расположенные в удачных локациях и обладающие продуманной концепцией, могут приносить стабильный доход. Об этом заявили в РСТ по итогам профильного форума.

По словам президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Ильи Уманского, большинство инвесторов сегодня предпочитают вкладывать средства в строительство пятизвездочных отелей. «Разница в стоимости строительства отеля 5* и 3* составляет максимум 30%, при этом возврат инвестиций занимает около 10 лет. В случае с отелем 3* этот срок может растянуться на неопределенное время. Поэтому, если разница в капиталовложениях не столь велика, логично выбирать объекты размещения, которые гарантированно вернут вложенные средства в течение десятилетия», – пояснил он на Форуме туристических территорий (FTT) в Москве.

Руководитель ГК «Кортрос» Дмитрий Рабышев добавил, что популярность пятизвездочных отелей также обусловлена тем, что лимит финансирования на них, указанный в правительственном постановлении №141, более соответствует реальным затратам, чем для отелей 3. «Указанный лимит на отели 3 в 11,5 миллиона рублей за номер уже не позволяет построить качественный объект с ресторанами. В то время как 23 миллиона рублей за номер в «пятерке» ближе к правде», – отметил он.

Однако эксперты подчеркивают, что выбор в пользу пятизвездочного отеля не всегда является оптимальным решением для инвестора. Наталья Обыдённова привела пример успешного возведения отелей 3* на 100 номеров в пределах третьего транспортного кольца Москвы. По её словам, такие гостиницы в центре города отлично окупаются не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Казахстане. «В таких "трешках" цена за номер может быть практически такой же, как в "четверке", благодаря динамическому ценообразованию. Но все зависит от местоположения, объема инвестиций и концепции. Инвестору следует привлекать управляющую гостиничную компанию еще на этапе создания концепции, особенно если он ранее строил только торговые центры или складские помещения. Важно не просто построить отель, а создать продукт, четко понимая, для кого он предназначен», – подчеркнула эксперт.

Вице-президент Cosmos Hotel Group Елена Махрова отметила, что отели 4* более предсказуемы с точки зрения загрузки и привлекают понятные категории гостей – туристов и корпоративных клиентов. Она также подчеркнула, что наиболее эффективными являются курортные пятизвездочные объекты, расположенные в природных локациях, за которые люди готовы платить высокий чек.

Эксперты отмечают, что мощный импульс гостиничному бизнесу придало правительственное постановление №141 о льготном кредитовании, которое позволяло получать займы на строительство и реконструкцию отелей под 3-5% годовых. Однако действие этого постановления не будет продлено. Наталья Обыдённова считает, что это несколько охладит пыл инвесторов, но не остановит процесс. «На смену эйфории предыдущих лет придет более четкий подсчет и оценка рисков», – сказала она.

Илья Уманский также полагает, что новые вызовы не остановят развитие гостиничного бизнеса. «Инвесторы – это удивительные люди, они думают на 10 лет вперед, на большую перспективу», – сказал он. Ранее президент РСТ заявил, что для сохранения высокой динамики строительства и реконструкции гостиниц необходимо вовлекать в индустрию гостеприимства средства физических лиц с применением федерального закона №214 «Об участии в долевом строительстве», что позволит достигнуть заявленных целей национального проекта к 2030 году.

Турпром рассказывает: Чем отличаются отели разной звездности в России — какие к ним минимальные требования

В России действует система классификации отелей по «звездам», установленная Министерством экономического развития. Эта система определяет минимальные требования к отелям разной категории и помогает туристам ориентироваться при выборе места проживания. Вот основные различия между отелями разной звездности:

1 звезда («*»)

  • Описание: Самый простой тип размещения, предлагающий базовые удобства.
  • Минимальные требования:
    • Номера от 8 кв. м (одноместные) и 12 кв. м (двухместные).
    • Минимальный набор мебели (кровать, стол, стул).
    • Ежедневная уборка номеров.
    • Смена постельного белья и полотенец — не реже одного раза в 7 дней.
    • Общие туалеты и душевые/ванны (могут быть на этаже).
    • Предоставление первой медицинской помощи.

2 звезды («»)**

  • Описание: Отели с улучшенным уровнем комфорта, предлагающие дополнительные услуги.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 1 звезде плюс:
    • Номера от 9 кв. м (одноместные) и 14 кв. м (двухместные).
    • Индивидуальные санузлы (туалет и душ/ванна) не менее чем в 50% номеров.
    • Телевизор в номере или в холле.
    • Смена постельного белья — не реже одного раза в 5 дней.
    • Смена полотенец — не реже одного раза в 3 дня.
    • Возможность заказа завтрака.

3 звезды («»)*

  • Описание: Отели среднего класса, предлагающие широкий спектр услуг и удобств.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 2 звездам плюс:
    • Номера от 10 кв. м (одноместные) и 16 кв. м (двухместные).
    • Индивидуальные санузлы во всех номерах.
    • Телевизор в каждом номере.
    • Мини-бар или холодильник в номере.
    • Кондиционер или система климат-контроля в номере.
    • Телефон для внутренней связи.
    • Ресторан или кафе на территории отеля.
    • Смена постельного белья — не реже одного раза в 3 дня.
    • Смена полотенец — ежедневно.
    • Предоставление гостям туалетных принадлежностей (мыло, шампунь, гель для душа).

4 звезды («»)

  • Описание: Отели повышенного уровня комфорта, предлагающие широкий спектр услуг и удобств, а также более высокий уровень сервиса.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 3 звездам плюс:
    • Номера большего размера (от 12 кв. м для одноместных и от 18 кв. м для двухместных).
    • Более качественная мебель и отделка номеров.
    • Фен в номере.
    • Сейф в номере или на ресепшене.
    • Обслуживание номеров (room service).
    • Прачечная и химчистка.
    • Фитнес-центр или спортзал.
    • Конференц-зал или бизнес-центр.
    • Несколько ресторанов или баров на территории отеля.
    • Бесплатный Wi-Fi.
    • Более широкий спектр услуг для бизнеса и отдыха.

5 звезд («*»)

  • Описание: Отели класса «люкс», предлагающие наивысший уровень комфорта, сервиса и широкий спектр эксклюзивных услуг.
  • Минимальные требования:
    • Все требования к 4 звездам плюс:
    • Номера большего размера и улучшенной планировки (обычно от 20 кв. м на человека).
    • Изысканный дизайн и отделка номеров и общественных зон.
    • Индивидуальная система климат-контроля в каждом номере.
    • Высококачественное постельное белье и полотенца.
    • Халаты и тапочки в номере.
    • Расширенный набор туалетных принадлежностей.
    • Широкий выбор ресторанов и баров с разнообразной кухней.
    • Спа-центр с полным спектром услуг.
    • Бассейн.
    • Персональный сервис (консьерж, услуги дворецкого).
    • Трансфер.
    • Круглосуточное обслуживание номеров (24-hour room service).
    • Высокоскоростной интернет.
    • Другие эксклюзивные услуги и удобства.

Важно:

  • Классификация отелей является добровольной, поэтому некоторые отели могут не иметь звезд.
  • Минимальные требования — это лишь базовый уровень. Многие отели превышают эти требования и предлагают еще больше услуг и удобств.
  • При выборе отеля обращайте внимание не только на количество звезд, но и на отзывы других туристов, местоположение отеля и ваши личные предпочтения.

Подписатся на новости: