«Конкорд» возвращается? Сверхзвуковые перелеты на пороге новой эры. А вы готовы полететь таким самолётом?
Сверхзвуковые пассажирские перелеты могут вернуться! Новые технологии делают «Конкорды» тише, экологичнее и доступнее. Возможный ренессанс к концу десятилетия.

«Конкорд», легендарный самолет, символизировавший скорость и роскошь, прекратил свои полеты в 2003 году. Однако мечта о сверхзвуковых пассажирских перевозках не угасла, а лишь перешла в новую фазу развития. Тревор Бейтс, эксперт по авиатранспорту в онлайн-турагентстве Thomas Cook, отмечает: «Мечта о сверхзвуковых пассажирских перевозках по-настоящему не умерла с появлением Concorde — она просто вступила в новую фазу инноваций».
По словам эксперта, сейчас наблюдается не просто ностальгическое возвращение к прошлому, а технологическая эволюция, направленная на решение основных проблем, которые помешали «Конкорду» два десятилетия назад: чрезмерный шум, высокие эксплуатационные расходы и ограниченная экологическая эффективность.
Он добавляет, что Boom Supersonic и программа NASA QueSST являются лидерами этой новой волны. Демонстрационный образец Boom XB-1 уже достиг сверхзвуковой скорости полета, доказав жизнеспособность современных материалов, таких как композиты из углеродного волокна и передовые цифровые системы полета. В то же время, X-59 QueSST от NASA является пионером в области превращения печально известного «звукового удара» в гораздо более тихий «звуковой хлопок».
Тревор Бейтс подчеркивает, что вместе эти проекты могут впервые сделать сверхзвуковые полеты над сушей приемлемыми.
«Цель — не только скорость, но и устойчивость», – говорит эксперт. Двигатель Symphony, разработанный Boom и рассчитанный на крейсерскую скорость 1,7 Маха, также будет работать на 100% экологичном авиационном топливе – ключевое отличие от эпохи «Конкорда».
По мнению Тревора Бейтса, если эти технологии будут масштабироваться экономически эффективно, то можно увидеть реальное возвращение к сверхзвуковым пассажирским перевозкам к концу этого десятилетия. Он отмечает, что в настоящее время самым быстрым коммерческим самолетом является Airbus A380, крейсерская скорость которого составляет около 1120 км/ч.
Говоря о причинах провала «Конкорда», Тревор указывает на чрезмерный шум, высокую стоимость и эксклюзивность.
Однако, по его словам, нынешняя ориентация отрасли на более тихие двигатели, снижение выбросов и более широкую доступность «могла бы наконец воплотить в жизнь обещание сверхзвуковых путешествий – не как роскоши для избранных, а как реальной возможности для многих». Что было не доступно для граждан Советского Союза, но может стать реальностью для россиян в будущем.
Турпром дополняет: Советский ответ «Конкорду» – Ту-144
В эпоху холодной войны конкуренция между СССР и Западом охватывала все сферы, и авиация не была исключением. Когда стало известно о разработке англо-французского сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», советское руководство поставило задачу создать аналогичный, но превосходящий его по характеристикам. Так началась история Ту-144 – первого в мире сверхзвукового авиалайнера, поднявшегося в воздух.
-
История создания: Разработка Ту-144 началась в 1963 году в конструкторском бюро Туполева под руководством Алексея Туполева. Перед конструкторами стояла сложная задача – создать самолет, способный развивать скорость более двух скоростей звука, перевозить большое количество пассажиров и при этом быть надежным и безопасным. В разработке применялись передовые технологии и материалы, включая титановые сплавы и жаропрочную сталь. Первый прототип Ту-144 совершил свой первый полет 31 декабря 1968 года, опередив «Конкорд» на несколько месяцев.
-
Конструктивные особенности: Ту-144 имел крыло треугольной формы, обеспечивавшее высокую аэродинамическую эффективность на сверхзвуковых скоростях. В носовой части самолета располагалось опускающееся крыло, улучшавшее обзор при взлете и посадке. Самолет оснащался четырьмя турбореактивными двигателями НК-144, разработанными в конструкторском бюро Кузнецова. Каждый двигатель развивал тягу до 20 тонн, что позволяло самолету разгоняться до скорости 2,35 Маха (около 2500 км/ч).
-
Эксплуатация и маршруты: Коммерческая эксплуатация Ту-144 началась в 1977 году. Единственным регулярным маршрутом был Москва (аэропорт Домодедово) – Алма-Ата (ныне Алматы, Казахстан). Полет занимал около двух часов, что вдвое быстрее, чем на обычных самолетах. Планировалось расширение маршрутной сети, включающее рейсы в Киев, Ташкент и Хабаровск, но этим планам не суждено было сбыться.
-
Стоимость билета: Билет на Ту-144 стоил довольно дорого, около 80 рублей в один конец, что было примерно в два раза дороже, чем на обычный рейс. Это объяснялось высокими эксплуатационными расходами и небольшим количеством рейсов. Тем не менее, полеты на Ту-144 пользовались популярностью, особенно среди тех, кто ценил скорость и комфорт.
-
Причины прекращения полетов: Эксплуатация Ту-144 была недолгой. В 1978 году, после катастрофы во время испытательного полета, коммерческие рейсы были прекращены. Основными причинами отказа от Ту-144 были:
- Высокая стоимость эксплуатации и обслуживания.
- Недостаточная экономическая эффективность.
- Высокий уровень шума.
- Технические сложности и проблемы с надежностью двигателей.
- Авиакатастрофа 3 июня 1973 года, во время авиашоу в Ле Бурже, Франция.
-
Послесловие: Несмотря на короткую карьеру, Ту-144 оставил яркий след в истории авиации. Он стал символом советской технологической мощи и амбиций. Самолет доказал возможность создания сверхзвукового пассажирского лайнера, но экономические и технические проблемы не позволили ему стать успешным коммерческим проектом.
Сегодня несколько сохранившихся экземпляров Ту-144 находятся в музеях. Они напоминают о времени, когда скорость и инновации ставились во главу угла. Возможно, в будущем, благодаря новым технологиям, сверхзвуковые пассажирские перевозки вновь станут реальностью, и опыт Ту-144 будет учтен при создании новых поколений сверхзвуковых самолетов.