Авиационные баталии: ограничение иностранных перевозчиков – защита «Аэрофлота» или удар по туризму?
Ограничение деятельности иностранных авиакомпаний в РФ негативно отразится на туризме, ценах на билеты и развитии внутреннего туризма.

К чему может привести авиационный протекционизм или ограничение иностранных авиакомпаний в России? Для АТОР эксперты заявили однозначно: предложение об ограничении деятельности иностранных авиакомпаний в России, высказанное представителями «Аэрофлота», вызывает опасения экспертов туристического рынка, которые считают, что это может негативно отразиться на потребителях и развитии как въездного, так и внутреннего туризма.
Напомним, о чём речь: на днях гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский предложил усилить «отслеживание» деятельности иностранных авиаперевозчиков в России. «Важно уделять этому особое внимание для поддержания баланса интересов российских перевозчиков. Доступность международных перевозок важна, но, мне кажется, интересы отечественных компаний требуют особого внимания и контроля», – цитирует его слова «Интерфакс». Несмотря на утверждение, что уполномоченные органы и так осуществляют контроль за деятельностью всех перевозчиков в плане безопасности и статистики, многие восприняли слова г-на Александровского как намек на необходимость ограничения количества рейсов зарубежных авиакомпаний в Россию, что в первую очередь отвечает интересам группы «Аэрофлот».
По данным Росавиации за сентябрь-октябрь 2025 года, Россия имеет прямое авиасообщение с 41 страной, обслуживаемое 21 российской и 65 иностранными авиакомпаниями. При этом зарубежные перевозчики осуществляют рейсы из 33 государств, а российские – в 21 страну. На семи направлениях (Индия, Таиланд, Шри-Ланка, Куба, Мальдивы, Сейшелы и Индонезия) работают только российские компании, включая «Аэрофлот», который является единственным перевозчиком в Дели, Маэ и Денпасар.
Приблизительно половина пассажиров, предпочитающих российские авиакомпании для международных перелетов, приходится на группу «Аэрофлот». В первой половине 2025 года их услугами воспользовались 6,2 млн человек из 12,7 млн, вылетевших за границу российскими авиакомпаниями, в то время как оставшуюся половину разделили между собой остальные 20 компаний.
В отличие от внутреннего рынка авиаперевозок, сегмент международных перевозок демонстрирует рост. По данным Транспортной клиринговой палаты, за первые восемь месяцев 2025 года спрос на внутренние перевозки снизился на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года (до 55,8 млн человек), в то время как международными рейсами российских авиакомпаний воспользовалось около 18 млн пассажиров, что соответствует показателю предыдущего года.
В то же время аэропорты на международных рейсах обслужили 33,6 млн человек, что на 8,1% больше, чем в январе-августе 2024 года, сообщает агентство «Прайм». Эта разница, вероятно, обусловлена растущим спросом на услуги зарубежных авиаперевозчиков.
Согласно данным, представленным «Аэрофлотом» в презентации для инвесторов, доля иностранных авиакомпаний в международных перевозках из России в первом квартале 2025 года составила 41,8%, что на 3,3 процентных пункта выше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.
По прогнозу г-на Александровского, к концу года зарубежные перевозчики увеличат свои мощности еще на 10-20%, и эта тенденция сохранится в 2026 году. Эта статистика свидетельствует о востребованности услуг зарубежных авиакомпаний у российских пассажиров и о росте интереса к ним.
Вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян считает, что рассуждать об ограничениях перевозки иностранными авиакомпаниями сейчас не своевременно. «Безусловно, паритет – важная составляющая развития собственной авиаотрасли, но только не в условиях ограничения поставок самолетов и запчастей», - заявил он. Другие эксперты рынка также сходятся во мнении, что протекционистские меры в текущей ситуации помогут только «Аэрофлоту», но никак не туристическому рынку и туристам.
Ограничение деятельности зарубежных компаний на российском рынке, а вместе с ним и здоровой конкуренции, неизбежно приведет к дефициту провозных мощностей и росту цен на авиабилеты, уверяют они. В попытках удовлетворить растущий спрос на выгодных зарубежных направлениях перевозчики будут использовать дефицитные самолеты именно на международных рейсах, что приведет к их еще большему дефициту на внутренних направлениях. Иными словами, тот же «Аэрофлот» будет перенаправлять самолеты с убыточных рейсов, например, в Барнаул, на прибыльные рейсы в Дубай, что не принесет особой выгоды пассажирам, летящим в Дубай, но негативно скажется на пассажирах, отправляющихся в Барнаул.
Ограничение деятельности зарубежных компаний также отрицательно скажется на въездном туризме. По словам Артура Мурадяна, «российскими авиакомпаниями в настоящее время технически не могут воспользоваться иностранные туристы из-за невозможности оплаты билетов. Важно также наличие рейсов и конкуренция, которая толкает цены к их нижним значениям, делая путешествие доступным». Стоит отметить, что фактор цены также играет важную роль во въездном туризме. Билеты в Россию и без того весьма дорогие.
Потенциальное ограничение деятельности зарубежных авиакомпаний негативно скажется и на туристическом рынке. «Тот же «Аэрофлот» работает эксклюзивно только с одним туроператором, и у других туроператоров просто не будет возможности заказать у него борт и поставить собственную полетную программу. Нельзя сказать, что у российских авиакомпаний сейчас в принципе «куча» свободных самолетов для такого рода проектов. Нам, операторам, иностранные партнеры продают свой продукт в рамках строго туристического пакета, не выставляя эти билеты в продажу, и они никоим образом не нарушают права национальных перевозчиков, работающих с B2C-сегментом», – поясняет вице-президент АТОР.
Речь идет не только о комфорте туристов, выезжающих или прилетающих из-за рубежа. Средства, которые туроператоры получают в рамках международной деятельности, могут вкладываться в развитие отечественной туриндустрии. Таким образом, любое ограничение международных авиаперевозчиков в текущих обстоятельствах неизбежно болезненно отразится на внутреннем туризме и внутренних авиаперевозках.
Турпром добавляет: а как у них - или работа иностранных авиаперевозчиков в других странах
В мировом масштабе практика регулирования деятельности иностранных авиаперевозчиков отличается большим разнообразием, отражая баланс между защитой интересов национальных авиакомпаний, обеспечением конкуренции и удовлетворением потребностей пассажиров. Многие страны применяют различные механизмы для контроля и регулирования присутствия иностранных авиакомпаний на своих рынках. Рассмотрим несколько ключевых аспектов данной практики и примеры из разных стран.
1. Двусторонние соглашения о воздушном сообщении:
Большинство стран регулируют международные авиаперевозки на основе двусторонних соглашений о воздушном сообщении. Эти соглашения определяют условия, на которых авиакомпании одной страны могут выполнять рейсы в другую страну, включая количество рейсов, пункты назначения, права на осуществление грузовых и пассажирских перевозок.
- Пример: Соглашения Open Skies (открытое небо) между США и Европейским союзом. Эти соглашения позволяют авиакомпаниям обеих сторон выполнять рейсы между любыми пунктами на территории США и ЕС без ограничений по количеству рейсов или пунктам назначения.
2. Ограничения на каботажные перевозки:
Практически все страны мира устанавливают ограничения на каботажные перевозки, то есть на выполнение внутренних рейсов иностранными авиакомпаниями. Это означает, что иностранные авиакомпании, как правило, не могут перевозить пассажиров или грузы между двумя пунктами, находящимися на территории одной страны.
- Пример: В США каботажные права строго ограничены. Иностранные авиакомпании не могут выполнять рейсы между американскими городами.
3. Лицензирование и сертификация:
Иностранные авиакомпании, желающие выполнять рейсы в определенную страну, должны получить соответствующие лицензии и сертификаты от авиационных властей этой страны. Эти процедуры включают проверку соответствия авиакомпании стандартам безопасности, технической исправности воздушных судов, квалификации персонала.
- Пример: В Европейском союзе иностранные авиакомпании должны получить сертификат эксплуатанта (AOC) от национального авиационного органа одной из стран-членов ЕС, чтобы иметь право выполнять рейсы на территории ЕС.
4. Антимонопольное регулирование:
Антимонопольное регулирование играет важную роль в обеспечении конкуренции на авиационном рынке. Авиационные власти многих стран проводят проверки слияний и поглощений между авиакомпаниями, картельных соглашений и других действий, направленных на ограничение конкуренции.
- Пример: Европейская комиссия регулярно проводит расследования на предмет нарушения антимонопольного законодательства в авиационной отрасли, включая сговоры по ценам и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
5. Поддержка национальных авиакомпаний:
Многие страны оказывают поддержку своим национальным авиакомпаниям, чтобы помочь им выжить в условиях жесткой конкуренции на международном рынке. Эта поддержка может включать государственные субсидии, налоговые льготы, гарантии по кредитам.
- Пример: Сингапур оказывает значительную поддержку Singapore Airlines, считая эту авиакомпанию важным элементом национальной экономики и брендом страны.
6. Правила собственности и контроля:
В большинстве стран существуют ограничения на иностранную собственность и контроль над национальными авиакомпаниями. Эти правила направлены на обеспечение того, чтобы национальные авиакомпании оставались под контролем граждан страны и могли обеспечивать интересы национальной безопасности.
- Пример: В Европейском союзе иностранные инвесторы могут владеть не более чем 49% акций авиакомпании, зарегистрированной в ЕС.
7. Экологическое регулирование:
Все больше стран вводят экологические налоги и сборы для авиакомпаний, чтобы стимулировать их к использованию более экологически чистых технологий и снижению выбросов парниковых газов.
- Пример: Некоторые страны Западной Европы ввели налоги на авиабилеты, которые зависят от дальности полета и класса обслуживания.
8. Международные организации и стандарты:
Международные организации, такие как Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), играют важную роль в разработке и внедрении стандартов и рекомендаций для регулирования авиационной отрасли.
- ICAO: Устанавливает международные стандарты безопасности полетов, авиационной безопасности и защиты окружающей среды.
- IATA: Представляет интересы авиакомпаний и разрабатывает стандарты для упрощения процедур бронирования, продажи билетов и обработки багажа.
Примеры регулирования в различных странах:
- США: Либеральное регулирование авиационного рынка, ограниченные каботажные права, жесткий антимонопольный контроль.
- Европейский союз: Общий авиационный рынок с относительно свободным перемещением авиакомпаний между странами-членами, ограничения на иностранную собственность, экологическое регулирование.
- Китай: Строгий контроль над авиационным рынком, поддержка национальных авиакомпаний, ограничения на иностранную собственность.
- Сингапур: Либеральное регулирование, сильная поддержка Singapore Airlines, привлечение иностранных инвестиций в авиационную отрасль.
- ОАЭ: Развитие крупных авиационных хабов (Dubai, Abu Dhabi), привлечение иностранных авиакомпаний, отсутствие ограничений на иностранную собственность.
Заключение:
Регулирование деятельности иностранных авиаперевозчиков в разных странах мира отражает сложный баланс между необходимостью защиты национальных интересов, обеспечением конкуренции и удовлетворением потребностей пассажиров. Большинство стран применяют различные механизмы для контроля и регулирования присутствия иностранных авиакомпаний на своих рынках, включая двусторонние соглашения, ограничения на каботажные перевозки, лицензирование и сертификацию, антимонопольное регулирование и поддержку национальных авиакомпаний.
Страны, стремящиеся к развитию авиационной отрасли и привлечению иностранных инвестиций, обычно придерживаются более либеральной политики в отношении иностранных авиаперевозчиков. В то же время страны, стремящиеся к защите своих национальных авиакомпаний и интересов национальной безопасности, могут вводить более строгие ограничения.
Турпром рекомендует российским туристам учитывать особенности регулирования авиационного рынка в разных странах при планировании своих поездок и выборе авиакомпаний.