Окна в небо: почему в самолётах туристов просят поднимать шторки при взлёте и посадке
Почему пассажиров просят поднимать шторки в самолёте при взлёте/посадке. Это нужно для оценки рисков и адаптации зрения в ЧС.

Загадочная команда, звучащая в самолёте перед взлётом и посадкой: "Поднимите шторки иллюминаторов". Для уставших путешественников, мечтающих о сне во время ночного перелёта, это может показаться лишь досадной формальностью. Однако, как выясняется, у этой просьбы есть веская причина – открытые шторки могут сыграть важную роль в обеспечении безопасности.
Рок Сэдди, пилот и представитель Cirrus Aviation Services, объясняет: "Во время взлёта и посадки, двух наиболее критических этапов полёта, шторки на окнах остаются поднятыми, чтобы обеспечить ситуационную осведомлённость как для пассажиров, так и для экипажа".
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), большинство авиационных происшествий происходит именно во время взлёта и посадки. Статистика показывает, что из 1498 инцидентов, произошедших в период с 2005 по 2024 год, 788 случились при посадке и 128 – при взлёте. Это составляет около 61% от общего числа.
Открытые шторки позволяют экипажу и службам быстрого реагирования оперативно оценить обстановку за бортом. По словам Сэдди, естественное освещение помогает глазам быстрее адаптироваться к внешней среде, а бортпроводники и спасатели могут визуально оценить наличие огня, обломков или воды, прежде чем открывать выходы.
Капитан SkyWest Airlines Адам Коэн отмечает еще один важный аспект: открытые шторки помогают пассажирам привыкнуть к освещению снаружи перед высадкой из самолёта.
В США Федеральное управление гражданской авиации (FAA) не имеет строгих правил относительно положения шторок во время взлёта и посадки, оставляя это на усмотрение авиакомпаний.
Интересно, что в 2022 году авиакомпания United Airlines отказалась от требования к пассажирам поднимать шторки при посадке, после того как в 2020 году начала тихо поощрять это. Решение вызвало критику со стороны Ассоциации бортпроводников, которые задались вопросом: "Что плохого?".
В заявлении организации говорилось: "По какой-то причине нормально просить пассажиров закрывать шторки после прибытия в жарких/солнечных условиях для комфорта в салоне, однако, когда дело касается безопасности, больше не является [стандартной процедурой] просить всех наших пассажиров, сидящих у окна, открывать шторки во время критических этапов полета. Это кажется нелогичным и, откровенно говоря, противоречит тому, что правильно для безопасности".