На волне обновления: российский круизный рынок готовится к приему новых судов

Круизные операторы России планируют расширение флота к 2027 году, вводя в эксплуатацию новые теплоходы для внутренних и международных водных маршрутов.

19.11.2025 22:24
На волне обновления: российский круизный рынок готовится к приему новых судов

В ближайшие 2-3 года российские круизные туроператоры ожидают пополнения флота, как минимум, пятью новыми теплоходами, рассчитанными примерно на тысячу пассажиров. По оптимистичным прогнозам, это число может оказаться больше, а география плавания – шире. Операторы речных круизов рассказали для АТОР, какие суда уже находятся в процессе строительства и какие проекты рассматриваются.

Уже в 2027 году путешественники смогут оценить комфорт и сервис следующих судов:

  • «Николай Жарков» (оператор «ВодоходЪ»)

Этот четырёхпалубный теплоход проекта «Карелия», рассчитанный на 176 пассажиров, относится к классу «люкс» и уже успел вызвать ажиотаж. Круизы на сезон 2026 года поступили в продажу в конце апреля, и на многие рейсы практически сразу был объявлен «стоп-сейл».

«Николай Жарков» сможет бороздить все реки и моря России, а также совершать международные морские круизы. Одной из «изюминок» проекта является возможность прохода по узким шлюзам Беломорско-Балтийского канала к Соловецким островам. Стоит отметить, что в настоящее время непосредственно у причала монастыря могут швартоваться только два судна: «Александр Пушкин» («ВодоходЪ») и «Русь Великая» («Русич»).

Компания «ВодоходЪ» планирует достроить ещё два судна проекта «Карелия» – теплоходы «Михаил Жванецкий» и «Расул Гамзатов» – в 2026-2027 годах. Их выход на маршруты ожидается не ранее 2027 года.

  • «Владимир Жириновский» (оператор «Мостурфлот»)

Четырехпалубный пассажирский теплоход проекта РV300VD рассчитан на 310 пассажиров. Ориентировочная дата начала навигации – 2026 год.

Теплоход «Владимир Жириновский» – один из самых известных речных долгостроев современной России. Он был заложен в Астрахани в 2016 году под именем «Пётр Великий», а в 2022 году получил новое название. В 2025 году судно было переведено на верфь в Санкт-Петербурге для завершения строительства. По данным СМИ, готовность теплохода на данный момент составляет 90%.

Представители Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявляют, что первый коммерческий рейс планируется в 2026 году, однако продажи круизов на этом теплоходе пока не стартовали.

Первоначально планировалось, что теплоход будет совершать международные круизы по Каспию, однако он также сможет выполнять речные и морские круизы по внутренним водным путям России.

  • «Байкал» (оператор «ВодоходЪ»)

Трехпалубное гибридное круизное электросудно речного класса проекта ТФРП 700 рассчитано на 70 пассажиров в круизном формате и 152 – в прогулочном. Планируется, что судно будет спущено на воду в 2026 году, а начало навигации состоится не ранее 2027 года.

Это инновационное судно, которое уже называют «прорывом в отрасли», станет самым экологичным теплоходом в России, работающим на электротяге. Предполагается, что «Байкал» сможет курсировать по всем районам озера, в том числе заходя на особо охраняемые территории. По уровню комфорта теплоход можно сравнить с пятизвездочным отелем на воде, а благодаря автономности он сможет функционировать как отель высокого класса и в период между навигациями.

  • Большое судно для озера Байкал (ГК «Истлэнд»)

Четырехпалубное судно проекта RPV 8714 рассчитано на 144 пассажира в каютах или 200 человек – в прогулочном варианте. После планируемого выхода в навигацию в 2027 году оно станет самым большим теплоходом на Байкале.

У проекта пока нет названия, но предполагается, что теплоход будет соответствовать уровню отеля 4* с зонами отдыха, ресторанами, барами и просторными общественными зонами.

  • «Виктор Астафьев» и «Николай Дубенский» (ОАО «Пассажирречтранс»)

Эти четырехпалубные суда проекта А 45-90.2 рассчитаны на 245 человек каждое и предназначены для работы в Арктической зоне. Ориентировочное начало навигации – не ранее 2026-2027 годов.

Оба теплохода планируется использовать на Енисее, на социально значимых маршрутах, таких как Красноярск-Дудинка. Класс теплоходов позволяет значительно расширить географию плавания, включая Гыданский пролив и Енисейский залив.

Помимо пассажирских перевозок, планируются и круизы: на теплоходах имеются современные каюты, что позволит туристам отправиться в экспедиции к интересным, но труднодоступным местам.

На данный момент на воду спущен только «Виктор Астафьев», который прибудет на Енисей не раньше 2026 года. Информация о сроках достройки «Николая Дубенского» пока отсутствует.

Проекты, которые могут быть реализованы в ближайшей перспективе

  • Три новых судна проекта «Карелия» («Донинтурфлот»)

На XVIII Международной выставке и конференции «Нева» стало известно, что компания «Донинтурфлот» и ОСК договорились о сотрудничестве, которое предусматривает строительство трёх круизных лайнеров типа «Карелия».

В настоящее время компания эксплуатирует девять теплоходов в России, и появление трех новых судов в ближайшем будущем может значительно расширить географию её круизных маршрутов.

  • Шесть судов проекта «Сириус» (компания «Созвездие»)

Новый российский проект круизных судов класса «Волго-Дон Макс» был представлен на выставке «Нева» в этом году. Теплоход рассчитан на 279 пассажиров, которые разместятся в 126 каютах, 85% из которых будут иметь персональные балконы или веранды.

Особенностью нового судна станет размещение рулевой рубки под пассажирскими и общественными помещениями, что позволит разместить в носовой части люксы с панорамным видом.

Лайнер предназначен для эксплуатации в Волжском бассейне, а также, предполагается, что он сможет совершать сезонные выходы в Финский залив, Азовское море и прибрежную зону Черного моря.

Круизная компания «Созвездие» уже подписала с ОСК соглашение о намерениях на строительство и поставку шести таких судов.

  • Два теплохода «Ока» (оператор «ВодоходЪ»)

Необычное трёхпалубное гибридное судно с аккумуляторными батареями, рассчитанное на 152 пассажира, было представлено в рамках форума «Реки. Круизы. Маршруты» в Нижнем Новгороде.

Осадка судна составляет всего 1,25 метра, что критически важно для рек с малыми глубинами, к которым относится Ока. В настоящее время там работают преимущественно небольшие двухпалубные теплоходы (исключение составляют только новые трёхпалубные колёсные теплоходы «Золотое Кольцо» и «Аурум»), а ежегодное обмеление реки представляет серьезную проблему для туристической навигации.

Появление «Оки» значительно повысит интерес к этому направлению: помимо гарантированного путешествия, туристы смогут оценить комфорт и сервис одного из самых современных судов на маршруте, с панорамными окнами и высоким уровнем обслуживания.

В настоящее время два судна данного типа находятся в процессе проектирования, что позволит компании «ВодоходЪ» значительно расширить предложение.

Турпром рассказывает: речные круизы - какие самые популярные, к чему быть готовыми

Речные круизы – путешествие с погружением в историю и культуру России

Речные круизы по России – это уникальная возможность познакомиться с богатой историей, культурой и природными красотами страны, путешествуя по её великим рекам. Маршруты, проходящие по Волге, Оке, Каме, Дону и другим рекам, предлагают туристам незабываемые впечатления и разнообразные экскурсионные программы.

Популярные маршруты речных круизов по России:

Круиз по Волге: «Москва – Санкт-Петербург»

Этот классический маршрут является одним из самых популярных среди туристов. Он позволяет увидеть главные достопримечательности двух столиц, а также посетить живописные города и поселки, расположенные вдоль Волги.

Как проходит круиз:

  • Начало и окончание: Круиз начинается в Москве и заканчивается в Санкт-Петербурге (или в обратном направлении).
  • Продолжительность: Обычно 10-14 дней.
  • Основные остановки: Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, Городец, Череповец, Кижи, Валаам, Мандроги, Свирьстрой.

Что входит в стоимость:

  • Проживание в каюте выбранной категории.
  • Трёхразовое питание (шведский стол или заказное меню).
  • Экскурсионная программа в городах по маршруту.
  • Развлекательные мероприятия на борту теплохода (концерты, мастер-классы, дискотеки).
  • Медицинское обслуживание на борту.

Дополнительные расходы:

  • Алкогольные напитки и напитки в барах.
  • Дополнительные экскурсии, не включенные в программу.
  • Сувениры и товары в магазинах на борту.
  • Услуги салона красоты и спа-центра (при наличии).
  • Чаевые персоналу.

Что интересного можно увидеть:

  • Москва: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, Третьяковская галерея.
  • Санкт-Петербург: Эрмитаж, Дворцовая площадь, Петропавловская крепость, Русский музей.
  • Углич: Угличский кремль, церковь Дмитрия на Крови.
  • Ярославль: Спасо-Преображенский монастырь, церковь Ильи Пророка.
  • Кострома: Ипатьевский монастырь, Богоявленский собор.
  • Плёс: Музей пейзажа, дом-музей И.И. Левитана.
  • Нижний Новгород: Нижегородский кремль, Чкаловская лестница, набережная Федоровского.
  • Казань: Казанский кремль, мечеть Кул-Шариф, Благовещенский собор.
  • Кижи: Музей-заповедник «Кижи», деревянные церкви и постройки.
  • Валаам: Валаамский монастырь, скиты и храмы.

Круиз по Волге: «Москва – Астрахань»

Этот круиз позволяет увидеть южные рубежи России, познакомиться с уникальной культурой и природой Поволжья.

Как проходит круиз:

  • Начало: Москва.
  • Окончание: Астрахань (или в обратном направлении).
  • Продолжительность: 12-16 дней.
  • Основные остановки: Тверь, Углич, Мышкин, Ярославль, Кострома, Плёс, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Самара, Саратов, Волгоград.

Что интересного можно увидеть:

  • Волгоград: Мамаев курган, музей-панорама «Сталинградская битва».
  • Астрахань: Астраханский кремль, набережная Волги, дельта Волги.
  • Самара: Самарская набережная, бункер Сталина, Жигулевский пивоваренный завод.

Круиз по Каме: «Пермь – Елабуга – Пермь»

Этот маршрут знакомит с культурой и природой Предуралья, позволяя оценить мощь уральской природы.

Как проходит круиз:

  • Начало и окончание: Пермь.
  • Продолжительность: 7-10 дней.
  • Основные остановки: Чайковский, Сарапул, Елабуга, Набережные Челны.

Что интересного можно увидеть:

  • Пермь: Пермская художественная галерея, музей PERMM, набережная Камы.
  • Елабуга: Елабужский кремль, дом-музей И.И. Шишкина, музей М.И. Цветаевой.

Круиз по Дону: «Ростов-на-Дону – Москва»

Этот круиз соединяет юг России с её столицей, позволяя увидеть донские степи и исторические города.

Как проходит круиз:

  • Начало: Ростов-на-Дону.
  • Окончание: Москва (или в обратном направлении).
  • Продолжительность: 12-16 дней.
  • Основные остановки: Старочеркасская, Волгоград, Саратов, Самара, Казань, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль, Углич.

Что интересного можно увидеть:

  • Ростов-на-Дону: Набережная Дона, Театральная площадь, улица Большая Садовая.
  • Старочеркасская: Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, Воскресенский собор.

Организация речного круиза:

  1. Выбор маршрута: Определитесь с направлением и продолжительностью круиза.
  2. Выбор туроператора: Изучите предложения различных круизных компаний и выберите наиболее подходящий вариант.
  3. Бронирование: Забронируйте круиз заранее, чтобы получить лучшие места и цены.
  4. Подготовка к путешествию: Подготовьте необходимые документы, одежду и личные вещи.
  5. Наслаждайтесь круизом: Расслабьтесь и наслаждайтесь путешествием, участвуйте в экскурсиях и мероприятиях на борту теплохода.

Советы от Турпрома для речных путешественников:

  • Учитывайте сезонность: Лучшее время для речных круизов – с мая по сентябрь.
  • Выбирайте каюту с учетом бюджета и потребностей: Каюты различаются по размеру, расположению и удобствам.
  • Участвуйте в экскурсиях: Экскурсии позволят вам узнать больше об истории и культуре регионов, которые вы посещаете.
  • Наслаждайтесь развлекательной программой: На борту теплохода проводятся концерты, мастер-классы, дискотеки и другие мероприятия.
  • Будьте готовы к дополнительным расходам: Помимо стоимости круиза, вам могут потребоваться деньги на дополнительные экскурсии, сувениры и напитки.

Речные круизы по России – это уникальная возможность увидеть красоту и богатство страны, познакомиться с её историей и культурой, а также получить незабываемые впечатления от путешествия по великим рекам.

Подписатся на новости: