Мировые авиаперевозки на подъеме: куда летят туристы в 2025 году?
Мировой пассажирский спрос продолжает расти, лидирует Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион. Турпром комментирует ситуацию в России.

Согласно данным, представленным Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), мировой пассажирский спрос (коммерческие пассажиры, измеряемый в RPK) в октябре 2025 года продемонстрировал рост на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что на 3 процентных пункта превышает показатели сентября 2025 года. Общая провозная емкость (располагаемые пассажиро-километры, ASK) увеличилась на 5,8%. Общий коэффициент занятости пассажирских кресел повысился на 0,7 процентных пункта, достигнув отметки в 84,6%.
Анализ международного и внутреннего трафика:
Международный спрос зарегистрировал рост на 8,5%, в то время как внутренний спрос увеличился на 3,4%. Международные перевозки возросли на 7,1%, а внутренние – на 3,6%. Интересно отметить, что внутренние пассажирские перевозки в США в октябре показали рост на 1,3%, восстановившись после снижения, наблюдавшегося в предыдущие два месяца. Коэффициент международной загрузки увеличился на 1,1 процентного пункта и составил 84,6%, в то время как коэффициент внутренней загрузки незначительно снизился на 0,1 процентного пункта, зафиксировавшись на уровне 84,6%.
«Октябрь оказался весьма успешным месяцем для воздушного движения», — отметил генеральный директор IATA Уилли Уолш, — «При этом международный трафик североамериканских перевозчиков продемонстрировал увеличение на 4,5%. Ожидается, что в ноябре и декабре количество пассажирских мест увеличится на 3,6% и 4,7% соответственно».
Региональные показатели:
Наиболее значительный рост спроса в октябре был зафиксирован на Ближнем Востоке – 10,5%. В свою очередь, лидером по увеличению провозных мощностей стала Африка (8,3%), за которой следует Ближний Восток (8,1%). В Северной Америке общий спрос увеличился на 2,5%, однако заполняемость снизилась на 1 процентный пункт, составив 82,9%. Наибольший рост международного спроса отмечен в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке: 10,9% и 10,7% соответственно. В большинстве регионов уровень международной заполняемости вырос, однако в Латинской Америке и Карибском бассейне он снизился на 0,8 процентных пункта до 84,6%, а в Северной Америке – на 0,1 процентных пункта до 84,2%.
Внутренние маршруты: страновой анализ
В октябре в Бразилии отмечен самый высокий показатель роста внутреннего трафика – 12,4%, при увеличении провозной емкости на 10,5%. Япония стала единственной страной, в которой внутренние мощности сократились на 0,6%. Страны, демонстрирующие повышенную заполняемость: Бразилия (+1,5 процентных пункта), Китай (+0,9 процентных пункта), Япония (+4,1 процентных пункта). Страны с падающей заполняемостью: Австралия (-1,1 процентных пункта), Индия (-0,7 процентных пункта), США (-1,5 процентных пункта).
Динамика пассажиропотока в течение 2025 года:
- Январь: пассажиропоток (RPK) +10,0%
- Февраль: спрос +2,6%
- Март: спрос +3,3%
- Апрель: спрос +8,0%
- Май: спрос +5,0%
- Июнь: спрос +2,6%
- Июль: спрос +4,0%
- Август: спрос +4,6%
- Сентябрь: спрос +3,6%
- Октябрь: спрос +6,6%
Турпром комментирует: а как у нас - или ситуация в России
Пассажиропоток российских авиакомпаний за период с января по сентябрь 2025 года составил около 84 миллионов человек, что на 2,5% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. По оценкам экспертов, общий пассажиропоток российских авиакомпаний по итогам 2025 года может снизиться на 6%. При этом прогнозируется, что объем перевозок на внутренних рейсах составит 79,5 миллионов человек (снижение на 6,1% в годовом выражении), а на международных – 25,2 миллионов пассажиров (снижение на 6,7%).
Главной проблемой российских авиакомпаний в имеющихся обстоятельствах стало состояние авиапарка. Западные самолеты оказались под санкциями. А ранее "эффективные менеджеры" гайдаровского призыва развалили всё авиастроение, доставшееся в наследство от СССР. Тем не менее, предпринимаются усилия по восстановлению и развитию отечественного авиационного производства.
Так, стало известно, что на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина завершается оснащение салона российского турбовинтового самолета Ил-114-300. По словам управляющего директора ПАО «Ил» Даниила Бренермана, самолет готовится к завершающему этапу испытаний, и в скором времени совершит ряд сертификационных полетов для получения сертификата типа. Вся внутренняя отделка самолета выполнена российской компанией «Авиационные интерьеры». Конструкция багажной полки позволяет безопасно перевозить ручную кладь весом до 10 кг на одного пассажира. Согласно заявлениям руководителя Росавиации Дмитрия Ядрова, Ил-114-300 должен получить сертификат типа в первом квартале 2026 года, и стать первым сертифицированным в линейке новых отечественных самолетов. Первые поставки Ил-114-300 запланированы на август 2026 года.