Вандал в Эрмитаже: турист сломал трон и попал под суд на 800 тысяч
Эрмитаж подал в суд на туриста, повредившего исторический трон Мальтийского ордена. Вандализм обойдется нарушителю дорого. Подробности дела и комментарии экспертов.

«Эрмитаж» в ярости: турист сломал трон Мальтийского ордена
Стало известно о вопиющем случае вандализма в Государственном «Эрмитаже». Калининский районный суд Санкт-Петербурга принял к производству иск музея к некоему Александру Юрьевичу Дробышеву о возмещении материального ущерба, причиненного историческим экспонатам.
Как стало известно Турпрому из материалов дела, 21 марта 2025 года, около 14:50, в зале № 172 «Эрмитажа» ответчик, грубо нарушив правила посещения музея и игнорируя предостережения смотрителей, намеренно сел на уникальный трон магистра Мальтийского ордена и положил ноги на подножную скамью.
В исковом заявлении «Эрмитаж» указал, что в его оперативном управлении находятся исторические музейные экспонаты XVIII века: трон магистра Мальтийского ордена и скамеечка подножная резная золоченая на орлиных лапах, обитая малиновым бархатом. Трон и скамья имеют высокую историческую и культурную значимость. Эти предметы уникальны, а трон входит в список лучших тронов Европы.
В результате действий Дробышева экспонатам были причинены серьезные механические повреждения: деформация сиденья трона, сечение и разрыв ткани бархата на поверхности сиденья трона, трещины и разрывы ткани бархата подножной скамьи.
Согласно заключению экспертов, стоимость реставрационных работ, необходимых для восстановления экспонатов, составляет 825 813 рублей 59 копеек. Именно эту сумму «Эрмитаж» и просит взыскать с Дробышева, а также госпошлину в размере 21 516 рублей.
«Мы крайне обеспокоены произошедшим. Подобное неуважительное отношение к культурному наследию недопустимо», – заявил представитель пресс-службы «Эрмитажа». Он также отметил, что на досудебную претензию Дробышев не отреагировал.
Предварительное судебное заседание по делу назначено на 26 января 2026 года. Турпром будет следить за развитием событий и информировать читателей о ходе судебного разбирательства.
Турпром раскрывает: самые громкие случаи повреждения музейных экспонатов в мире
В истории музеев мира, к сожалению, нередки случаи повреждения экспонатов посетителями – умышленно или по неосторожности. Турпром подготовил подборку наиболее громких инцидентов:
-
«Даная» Рембрандта (1985 год, «Эрмитаж», Санкт-Петербург): Один из самых известных случаев вандализма в истории «Эрмитажа». Психически неуравновешенный посетитель облил картину серной кислотой и нанёс ей несколько ножевых ранений. Реставрация заняла 12 лет.
«Ночной дозор» Рембрандта (1975 год, Рейксмузеум, Амстердам): Картина была повреждена ножом психически больным посетителем. К счастью, повреждения оказались не столь серьезными, как в случае с «Данаей», и реставрация была проведена относительно быстро.
«Роксолана» Тициана (2017 год, «Эрмитаж», Санкт-Петербург): Вандал нанес удары по картине металлическим столбиком ограждения, разбив стекло и повредив холст. Виновником оказался психически нездоровый мужчина.
Скульптура «Пьета» Микеланджело (1972 год, Собор Святого Петра, Ватикан): Геолог из Австралии, страдавший психическим расстройством, нанёс скульптуре несколько ударов молотком, повредив лицо Девы Марии.
Автопортрет Рембрандта (1660 год) (1990 год, Национальный музей, Стокгольм): Вооружённый мужчина попытался облить картину кислотой, но был остановлен охранниками. К счастью, кислота не попала на полотно.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи (1956 год, Лувр, Париж): Картина несколько раз подвергалась нападениям вандалов. В одном случае её облили кислотой, в другом – бросили в неё камень. С тех пор «Мона Лиза» находится под защитным стеклом.
Китайская ваза династии Цин (2018 год, Музей Фитцуильяма, Кембридж): Посетитель споткнулся и разбил три вазы XVIII века.
Картина Джексона Поллока (2012 год, Мемориальный художественный музей Нельсона-Аткинса, Канзас-Сити): Женщина оперлась на картину, чтобы завязать шнурок, и оставила на ней небольшую вмятину.
Эти случаи, как отмечают эксперты Турпрома, демонстрируют, что вандализм в музеях остается серьезной проблемой. Музеи постоянно работают над усилением мер безопасности и повышением осведомленности посетителей о необходимости бережного отношения к культурному наследию. Турпром напоминает туристам о важности соблюдения правил посещения музеев и уважительного отношения к экспонатам. Помните, что каждое произведение искусства – это бесценная часть истории и культуры, которую необходимо сохранить для будущих поколений.