Международная ассоциация воздушного транспорта IATA подвела итоги развития мировых авиакомпаний за 2012 год. Общее количество туристов, перевезенных авиаторами во всём мире составило 2’977 миллионов человек. При этом лидирующие позиции в количестве перевезенных туристов занимает глобальный альянс «Star Alliance» (25.2% от общего объема регулярных перевозок), затем SkyTeam (19.8%) и Oneworld (14.1%), в то время как самым мощным рынком перевозок обладает США. Азиатские авиалинии показали наилучший турпоток в 947.9 млн человек, обогнав тем самым североамериканские авиакомпании, клиентами которых стали 808.1 миллионов человек. С большим отрывом от лидирующих стран идут авиакомпании Ближнего Востока и Африки, обладая турпотоком в 144.1 и 69.8 млн человек соответственно.
Основное увеличение турпотока происходит исключительно за счет стран с развивающейся экономикой, дающих 65% международных авиаперевозок ежегодно, заключило IATA. В контексте выешеупомянутого факта довольно логичной выглядит ситуация с процентным соотношением эконом и бизнес классов на международных авиалиниях. По данным Международной ассоциации воздушных перевозок, туристов, выбирающих перелёт примеальными классами (первый и бизнес-классы), довольно мало (всего 7% от общего числа), однако они обеспечивают авиакомпаниям довольно солидную долю дохода в 27% от общей прибыли.
Результаты мониторинга на самый быстро растущий пассажиропоток, по мнению IATA, наверняка не станет неожиданностью для представителей турбизнеса: первые места заняли Индонезия (18.2%), Таиланд (17.7%) и Турция (16.7%). При этом тройка лидеров по международному пассажиропотоку в пределах Дальнего Востока выглядит следающим образом: Гонконг-Тайбэй (5.5 млн пассажиров), Сеул-Токио (3.6 млн) и Куала-Лумпур - Сингапур (3.4 млн). А пальма первенства среди наибольшего внутреннего пассажиропотока также принадлежит следующим дальневосточным странам: Южной Корее (маршруту Чеджу – Сеул с пассажиропотоком в 9.5 млн) и Японии (Саппоро-Токио в 8.8 млн, а также и Фукуока – Токио в 7.6млн).
А вот в пятерке крупнейших авиакомпаний, обеспечивающих наибольшее количество пассажирских перевозок, произошли коррективы по сравнению с 2011 годом. Теперь места распределяются так: Delta Air Lines (116.7 млн.), Southwest Airlines (112.2 млн.), United Airlines (92.6 млн.), American Airlines (86.3 млн.) и China Southern Airlines (86.3 млн).
Международные авиакомпании не стоят на месте и неустанно следят за новыми разработками в гражданской авиации. «В 2012 году было закуплено более 1’374 новых самолетов. С учетом вышедших в том же году из эксплуатации воздушных судов, к концу прошлого года мировой воздушный парк составил 24’911 самолетов», - сообщает IATA в своём докладе.
Добавим, что согласно прогнозам IATA на 2013 год, прибыль авиакомпаний будет на 20% больше, чем ожидалось, несмотря на слишком малую маржу. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, рост спроса на авиаперевозки в последнее время приводит к загрузке самолетов до рекордных уровней. Так, согласно её прогнозам в этом году авиакомпании получат прибыль в $12.7 млрд (€9.7 млрд) по сравнению с $7.6 млрд (€5.8 млрд) в прошлом году, хотя размер маржи останется таким же как «толщина бумажного листа». Такая прибыль составит всего 1.8% от предполагаемых продаж в $711 млрд (€546 млрд). Однако Ассоциация сообщила, что 2013-ый должен стать третьим самым успешным для авиакомпаний годом после 2001 года, когда теракт 9 сентября 2011 года привел к резкому падению авиабизнеса.