Для турагентств предложено ввести фингарантии, а недобросовестных турагентов законодательно отстранять от профессии

Петр Борисов
13 Сен 10 22376 7
Для турагентств предложено ввести фингарантии, а недобросовестных турагентов законодательно отстранять от профессии
Для турагентств предложено ввести фингарантии, а недобросовестных турагентов законодательно отстранять от профессии

Подпишитесь на туристические новости:

В 2010 году на туристическом рынке России резко возросло количество вновь открываемых турагентств. Однако, одновременно с этим резко увеличилось и количество «нецивилизованных» уходов турагентств с рынка, когда недобросовестные бизнесмены попросту «кидают» своих туристов и партнеров, нанося непоправимый ущерб репутации всей туротрасли. О сложившейся на рынке ситуации и путях её решения шла речь на пресс-конференции Российского Союза Туриндустрии (РСТ).

Так, по данным РСТ, с середины июля по середину августа 2010 года в Общероссийском генеральном реестре турагентств зарегистрировалось 289 компаний, поставив рекорд за всё время существования проекта. Если быть точным, то за август в реестре зарегистрировалось 151 турагентство. Больше всего - Москва (27), Санкт-Петербург (15), Пермь (8), Уфа (6). По 5 агентств - Новосибирск и Саратов. По 4 - Набережные Челны, Тверь, Тюмень. В 13 городах в реестре зарегистрировалось по 3 агентства, в 12 - по 2, в 46 - по 1. В начале 2009 г. в Красноярске, например, (население 964,7 тыс.) было 130 турагентств, сейчас - 300. Аналогичная ситуация в Ижевске (население более 600 тыс.): на начало 2009 г., по экспертным оценкам, реально существующих фирм было 130. Сейчас, по данным местного управления Роспотребнадзора, порядка 300.

Однако, настораживает другой тренд: на фоне роста числа турагентств резко выросло число спланированных или вынужденных мошенничеств, когда турфирма, собрав с туристов деньги, исчезает. «После сокращения в кризисном 2009 году на 15-25% количества турагентств, процесс создания новых компаний вновь резко активизировался. Это связано с тем, что в турбизнес пошли разорившиеся из-за кризиса представители других отраслей. Однако многие новички, не имея достаточного опыта, не могут вывести свои турфирмы даже на уровень самоокупаемости. И хотя большая часть случаев ухода турфирм с рынка происходит «цивилизовано», т.е. без больших потерь для туристов, в последнее время участились случаи «нецивилизованного» ухода турагентств, когда компании исчезают с деньгами туристов. Это вызывает беспокойство», - заявил Сергей Шпилько, президент РСТ. Как заметил руководитель РСТ, опасность подобной ситуации стала очевидна ещё в 2007 году, когда в стране было отменено лицензирование туристической деятельности.

Как подчеркнул Георгий Мохов, председатель Правовой комиссии РСТ, учредители подобных «турагентств» сейчас несут лишь гражданскую ответственность по долгам своих фирм и только в размере взноса в уставной капитал, а это, как известно, всего 10000 рублей. Запрета на профессию для руководителей турфирм, обманувших клиентов и своих партнеров, закон не предусматривает. «Таким образом, профессиональные аферисты или просто неудачливые предприниматели могут бесконечно плодить фирмы под высокий сезон или на горячие даты. Все это в целом пагубно влияет на доверие потребителей к туристической отрасли», - считает собеседник. И хотя, безусловно, стопроцентной защиты от мошенничества или банкротства не существует, повысить степень гражданской ответственности владельцев и руководителей турагентств вполне возможно, но только законодательным способом, считает Георгий Мохов.

В контексте поднятой проблемы РСТ предлагает подумать о законодательном запрете на профессию недобросовестных турагентов – прежде всего тех, кто ответственен за неисполнение судебных решений по обязательствам турагентства перед клиентами. Другой вариант – введение фингарантий для турагентской деятельности, либо повышение минимального размера уставного капитала для турагентств.

НАША СПРАВКА (предоставлена РСТ): ЧП на турагентском рынке за 2010 год:

  • Конец декабря – начало января, Москва. Турагентство «В отпуск» оставило без новогоднего отдыха более 200 человек. Ранее, в октябре, компания «засветилась» продажей туров в Доминиканскую Республику по 50 тысяч руб. при стоимости только авиабилетов 48 тыс. На Новый год продолжили «традицию»: предлагали в ту же Доминикану по 140-150 тыс. туры, которые минимум могли стоить 190 тыс. руб. 
  • Февраль, Санкт-Петербург - более 100 туристов не смогли улететь по путевкам, проданным турагентством «Анжелика». Многие туристы узнали о том, что их отдых сорван, прямо в аэропорту. Туристам обещали вернуть деньги в обмен на то, что они не будут обращаться в ОБЭП, о чем брали с них расписки. Некоторым вернули часть денег: по 5–6 тыс. рублей при цене тура в 80 тыс. Несколько туристов выиграли иски. Но компания банкрот, имущества у гендиректора нет, деньги взять не с кого. В августе заведено уголовное дело.
  • Март 2010, Канск (Красноярский край) - молодой человек зарегистрировал ООО, туры запрашивал в турагентствах города через интернет, переводил им деньги и получал комиссию. Но не всегда переводил, а документы об оплате подделывал. Заведено уголовное дело – редкий случай.
  • Конец апреля – май, Екатеринбург. От действий «Международной туристической компании» пострадали порядка 170 человек, оплативших туры (в основном в Турцию), но не дождавшихся поездки, поскольку деньги не были переведены туроператорам. Большинство крупных туроператоров, представленных в Екатеринбурге, внесли проблемное турагентство в черные списки. Тем не менее, компания до сих пор умудряется бронировать туры – через посредников.
  • Июнь, Санкт-Петербург. Miracle Travel: порядка 60 туристов не смогли отправиться на отдых. Директор уехал в Таиланд и не вернулся, ОБЭП отказывает в возбуждении уголовного дела, ссылаясь на невозможность опросить руководителя самого компании.
  • Июль, Москва. Турагентство «Старт», работавшее под маркой известного туроператора, не перевело ему деньги за туры и поменяло офис. Как выяснилось, туроператор разорвал отношения с агентством еще в июне. Но агентство продолжает принимать у туристов деньги, причем под маркой все того же туроператора.
  • Август, Санкт-Петербург. Исчезло агентство «Эллада тур». В последние месяцы фирма арендовала один стол (!) в офисе бизнес-центра. Туристам предлагали расписку о возврате денег в обмен на оригиналы договоров, и, как ни странно, очень многие на это пошли.
  • Август, Краснодар. Турфирма «Удачный маршрут» брала с туристов деньги за путевки в Европу, но туры не бронировала и даже не имела договоров с туроператорами. Заведено уже 11 уголовных дел по фактам мошенничества, вероятно, их будет больше.
  • Сентябрь, Москва. Агентство «ЭлиоТур» не смогло выполнить свои обязательства перед клиентами: в связи с финансовыми проблемами компания не перечисляла деньги за туры туроператорам. Примечательно, что в январе этого же года «ЭлиоТур» предлагал туры в Шри-Ланку за 22 тыс. руб. на двоих, хотя один билет на этом направлении прошлой зимой обходился дороже 530 евро. Дыма без огня не бывает: к концу летнего сезона пирамида развалилась. На сайте компании сообщается, что она работает 19 лет и имеет лицензии на турагентскую и туроператорскую деятельности, хотя лицензирование для этих видов деятельности отменено с 1 января 2007 года. В ОБЭП поступило уже 70 заявлений.
  • Сентябрь, Благовещенск. Компания «Виза-Тур-Экспресс» прикидываясь представителем хабаровского турфирмы, продавала туры в Китай, но туристов не отправляла. При этом на руководителя турфирмы уже было заведено 6 уголовных дел, некоторые азиатские туроператоры и даже авиакомпании на своих сайтах предостерегают от сотрудничества с этой дамой.
  • Сентябрь, Санкт-Петербург. Собрав деньги с туристов, закрылась турфирма «Смарт тур». За лето это уже третий случай исчезновения турагентств в северной столице.
  • Кроме того, можем назвать, например, компанию в «Ижевске», которая под руководством одного и того же директора была «Робинзоном», потом стала «Вояж-интуром», а теперь опять «Робинзон». Ничего хорошего от таких превращений ждать не приходится.
  • В том же Ижевске турфирма «Быстротур» - тот самый «дискаунтер», предлагающий туристам скидки до 10%, после того, как они придут с туром, подобранным в других компаниях.
  • В Твери агентство «Лайн-Экспресс» получало от туристов деньги, но туроператорам не переводило. Руководители обещают все вернуть, а пока открыли новую компанию.
  • В управлении Роспотребнадзора Тверской области много жалоб на компанию «Лимо-тревел». Она оригинально работает: от одного юрлица выдает чек, от другого - договор, от третьего турпутевку. Как говорится, к пуговицам претензии есть?
  • В Новосибирске закрылось турагентство со значащим названием «Скатертью дорога». Примечательно, что у учредителей был и другой бизнес - компания по продаже ковров, которая называлась «Топай по хорошему».
  • В Новосибирске же всем известна многочисленными случаями неоплаты туров компания «Альрабия». Ее руководители не прячутся, обещают все отдать - и продолжают «работать», собирать деньги с новых клиентов и выплачивая долги старым.
  • А вообще только за июль-август в Правовую комиссию Российского союза туриндустрии поступило не менее 20 обращений об исчезновении турагентств, которые не попали в прессу. Трудно представить себе, о скольких исчезновениях мы просто не знаем.

Читайте ещё интересные материалы на Турпроме:

Обсуждение: 7 комментариев

Ольга Гриднева 16 Сен 10 16:14
Совершенно ясно, что введение фин. гарантий для тур агентств усложнит положение самих тур агентств, и нашего в том числе, и может быть, это действительно, никак и не повлияет на агентства-мошенников, как кто-то сказал выше - они просто не станут регистрироваться, и это похоже на правду. Но я все равно очень жду момента, когда нам будет предложено застраховать ответственность. Я уже ни раз обращалась с подобными запросами в страховые компании. Ни для кого не секрет, что существуют программы страхования ответственности нотариусов, адвокатов, т.к их профессиональная деятельность сопряжена с высокими рисками, для них уже давно разработан такой страховой продукт. Так вот, уже давно пора разработать подобный продукт и для туристических агентств, так как именно агентства оказываются "меж двух огней": с одной стороны турист, который не должен пострадать, а с другой стороны оператор, у которого е
 Ответить
аватар пользователя
Ирина Алмаева 15 Сен 10 22:25
В турфирмах работают как "любители туризма" (извините за скобки), так сотрудники с профильным туристским образованием. Не всегда любовь к туризму позволяет правильно разрулить сложные ситуации, не хватает знаний. Было бы неплохо, чтобы в туризме работали "любители с туристским образованием", хотя конечно, это тоже не всегда гарантия порядочности и грамотных решений.
 Ответить
аватар пользователя
Виктор Колганов 14 Сен 10 14:32
Вы правы Наталья, и вообще, туризм самая незащищенная отрасль, захотят фингарантии введут, или как по другому это назовут, но денег с турфирм снимут...))) как будто в других видах бизнеса нет аферистов, особенно в сфере торговли недвижимости ?? или финансов? а уж в торговле... Самое слабое лобби у туризма.
 Ответить
аватар пользователя
Танатос 14 Сен 10 14:18
От мошенников законодательно не убережешься, ну ввидут ФИГИ для ТА и чего, кидальная контора даже их получать не будет, соберет за неделю денег с туристов и растворится. Что касается уставного капитала, то ни в одной фирме он почти никогда не лежит в неприкосновенности, и по большому счету ничего не гарантирует, через день после открытия фирмы и его 100% внесения в банк, счет фирмы можно на законных основаниях тысячями способами обнулить, потратив например деньги на зарплату, выдав подотчет или просто истратив на текущие расходы.
 Ответить
аватар пользователя
Пётр Карамзин 14 Сен 10 14:00
а кто-нибудь в курсе как с такими агентствами поступают в Европе и США? у них вообще есть фин гарантии для турагентств?
 Ответить
аватар пользователя
Vitus2 14 Сен 10 11:27
А что делать с недобросовестными туристами?
 Ответить
аватар пользователя
Виктор Колганов 14 Сен 10 10:27
Ну вот добрались и до турагентств, все к этому и шло. Основная масса агентств в стране работают очень давно, честным трудом создавая себе репутацию надежного партнера, ведь всем известно, что турбизнес держится на сотрудниках-фанатов туризма, денег больших на этом не заработаешь. Зачем же всех под )))) одну гребенку "чесать" ))) ОДНОЗНАЧНО, что ко вновь открывающимся турфирмам необходимо ужесточить требования (во избежание соблазна), если конечно цель стоит нормализация туррынка, а не дальнейшее продвижение по пути глобализации и разорения небольших фирм.
 Ответить
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!