Роспотребнадзор выступил за «прозрачность» в турбизнесе

Роман Медведев
02 Фев 1240561
Ведомство Геннадия Онищенко предложило ряд мер по защите туристов
Ведомство Геннадия Онищенко предложило ряд мер по защите туристов

Подпишитесь на туристические новости:

Роспотребнадзор выступил с целым рядом предложений, направленных на минимизацию угроз получения российскими туристами некачественных и небезопасных туристических услуг, а также на повышение степени «прозрачности» правоотношений в сфере туризма. Об этом корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» сообщили в пресс-службе ведомства.

Так, по мнению специалистов Роспотребнадзора необходимо гармонизировать положения Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с требованиями других нормативных правовых актов, регулирующих сферы общественных отношений, связанных с туристическим обслуживанием и туристской индустрией. В соответствующей части надлежит инкорпорировать нормы статьи 1212 ГК РФ в законодательство Российской Федерации о туристской деятельности в целях более четкого определения пределов ответственности российских туроператоров за последствия фактически возникающих отношений туристов с различными субъектами в стране временного пребывания.

В целях устранения пробелов законодательного регулирования в сфере туристического обслуживания, допускающих возможность фактического ведения «туроператорской» деятельности без выполнения соответствующих законных требований, предъявляемых к туроператорам, и минимизации рисков туристов-потребителей в этой связи, целесообразно уточнить понятие туроператора, дополнив статью 1 Закона № 132-ФЗ прямой дефиницией, устанавливающей, среди прочего, что туроператором является лицо, внесенное в Единый федеральный реестр туроператоров (статья 4.1 Закона № 132-ФЗ). При этом необходимо установить административную ответственность лиц, фактически ведущих туроператорскую деятельность без внесения в указанный реестр (по аналогии с положениями статьи 14.1 и статьи 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ).

Одновременно в тех же целях следует «усилить» норму, установленную абзацем 7 статьи 4.1 Закона № 132-ФЗ, закрепив, что юридические лица, реализующие на территории Российской Федерации «туристский продукт, сформированный иностранным туроператором», признаются туроператорами (со всеми вытекающими из данного факта юридическими последствиями). Реализация таких предложений способствовала бы ликвидации имеющих место попыток субъектов туристического рынка в лице отдельных туроператоров уклониться от ответственности перед туристами-потребителями за действия третьих лиц, оказывающих услуги туроператорам по соответствующим договорам, заключенным в процессе формирования туристского продукта (статьи 1, 9 Закона № 132-ФЗ). Для усиления правовой защищенности туристов в рамках института финансовых гарантий предлагается расширить список оснований для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии, установленных статьей 17.4 Закона № 132-ФЗ.

В частности, необходимо законодательно закрепить порядок оплаты медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания (абзац 2 статьи 17 Закона № 132-ФЗ) в случаях, когда размер таких расходов превышает размер возможного покрытия по медицинской страховке (в контексте положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 370 «Об утверждении Положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию»).

С учетом же наличия государственных требований к порядку организации отдыха в странах, посещаемых российскими туристами, необходимо также дополнить список обязательной информации, предусмотренный положениями статьи 14 Закона № 132-ФЗ, в частности, абзац 10 названной статьи,  упоминанием о требованиях к туристическому обслуживанию и организации отдыха законодательства страны временного пребывания.

При этом уже упоминавшаяся инкорпорация общих положений статьи 1212 ГК в законодательство Российской Федерации о туристской деятельности может быть дополнительно реализована в форме соответствующего изменения  положений статьи 14 Закона № 132-ФЗ о составе обязательной информации, предоставляемой туроператором (турагентом)  туристу и (или) иному заказчику при заключении договора о реализации туристского продукта. Такое дополнение, среди прочего, будет способствовать более полному обеспечению соблюдения права потребителей на правильный выбор товаров (работ, услуг), закрепленного положениями статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей».

В целях системного приведения в соответствие с ГК России понятийного аппарата Закона № 132-ФЗ следует уточнить понятие «туроператор», имея в виду его определение как исполнителя туристских услуг с одновременным закреплением туристской (туристической) услуги (вместо «турпродукта») как предмета правоотношений, возникающих между туристом и хозяйствующими субъектами, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность. Кроме того, в статье 1 Закона № 132-ФЗ предлагается дополнительно закрепить положение о том, что туроператором признается юридическое лицо, являющееся членом одной из саморегулируемых организаций туроператоров.

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!