Подписаться на новости:

Александр Радьков разъяснил про СРО, электронную путевку и фингарантии
14.02.2012  23:57 5296

Александр Радьков разъяснил про СРО, электронную путевку и фингарантии

Фингарант туроператора «Ланта-тур вояж» - страховая компания «Ингосстрах» на данный момент приняла 2 тыс. 600 заявлений от пострадавших туристов на сумму почти в 90 млн рублей, и уже очевидно, что фингарантий в полной мере на всех не хватит. Чтобы уменьшить в будущем вероятность подобного рода банкротств, Ростуризм предлагает как можно скорее ввести на туристическом рынке институт саморегулируемых организаций (СРО), а для пресечения противоправных действий иностранных хотельеров в отношении российских туристов Федеральное агентство по туризму в ближайшее время опубликует черные списки отелей-вымогателей. Об этом во вторник сообщил журналистам руководитель Ростуризма Александр Радьков.

По его словам, реестр пострадавших «Ингосстрахом» ещё не закрыт, их количество и размер нанесенного ущерба уточняются, т.к. глубина продаж «Ланты» достигала сентября 2012 года. При этом ряд туристов пока не обратились в страховую компанию, т.к. надеются на возобновление работы туроператора. Тем не менее, сейчас стало уже очевидно, что общая сумма ущерба превысит фингарантии туроператора, составляющие 100 млн руб. В связи с этим Ингосстрах планирует выплачивать компенсации туристам «Ланты» на пропорциональной основе.

Тем не менее, в целом, по мнению Александра Радькова, институт фингарантий себя оправдал. Если не считать «Капитал-тура», компенсации туристам во всех остальных случаях были выплачены страховщиками в полной мере, отметил руководитель Ростуризма. Однако, учитывая сильную зависимость нынешнего российского турбизнеса от кредитов, а также его чувствительность к различным катаклизмам, необходимо ввести дополнительные меры для стабилизации рынка.

Так, нынешние фингарантии позволяют пострадавшим туристам лишь получить компенсации за сорванные туры, но уже постфактум и после довольно длительного ожидания. Однако механизма экстренного возвращения туристов из-за рубежа на родину в случае возникновения кризисных ситуаций нет. «Создание фонда в рамках саморегулируемых организаций позволило бы решить такого рода проблемы. Для создания подобных фондов в некоторых странах взимается специальный налог с каждой путевки. Но для России оптимальным будет создание фонда именно в рамках СРО. К тому же СРО смогут мониторить рынок и проводить внутренний аудит финансового состояния своих членов», - считает Александр Радьков. Впрочем, туроператоры-члены СРО не должны платить за коллег-банкротов, отметил чиновник. «Деньги в компенсационный фонд могут возвращаться страховыми компаниями за счет фингарантий провинившихся туроператоров. Например, если из фонда туристу будет оплачен обратный билет, страховая компания уже не будет ему компенсировать такой перелёт. Однако эти деньги может получить СРО, компенсировав затраты своего фонда», - отметил чиновник.

По мнению руководителя Ростуризма, для туристического рынка России целесообразно вводить саморегулирование в виде обязательного института, либо давать существенные преференции для турфирм, являющихся членами СРО, чтобы у них была мотивация там участвовать.

Еще одна широко обсуждаемая в последнее время тема – электронная путёвка, с помощью которой также можно стабилизировать туристический рынок. «Речь идёт о страховании каждой отдельной путевки. Это отличная идея, но которая не будет работать, если не будет единой базы учета таких путевок, без которой туристу невозможно проверить застрахована ли данная конкретная путевка или нет. К тому же электронная путевка позволит унифицировать договорные отношения между турагентом, туроператором и туристом, а работу турбизнеса вывести из тени. В дополнение к этому будут понятны и реальные обороты туроператоров», - отметил Александр Радьков. В качестве примера он привел электронный авиабилет, который вот уже несколько лет как успешно применяется авиакомпаниями на территории России.