Депутаты преподнесли туризму СРО и круговую поруку

Петр Борисов, Екатерина Александрова
02 Мар 12 10220 6
Депутаты преподнесли туризму СРО и круговую поруку
Депутаты преподнесли туризму СРО и круговую поруку

Подпишитесь на туристические новости:

В когорту из пяти законопроектов по туризму, ждущих своего рассмотрения на пленарном заседании Госдумы 23 марта, добавился ещё один – с предложением об организации саморегулируемых организаций (СРО) среди туроператоров и турагентств с последующим принудительным созданием фондов на «экстренные нужды». Эксперты называют такую инициативу депутатов предсказуемой, ибо идею СРО для туризма озвучил Владимир Путин в конце января, когда обещал спасти «Ланту-тур вояж». В тоже время, из-за огромного количества различных версий законопроекта о туризме, и ещё большего количества поправок к ним, шансы на прохождение их во втором чтении уменьшаются с каждым днём, полагают эксперты. По их мнению, скорее всего второе чтение будет опять перенесено. Впрочем, это было бы наиболее благоразумным решением, которое позволит специалистам свести всё лучшее из предложенных законопроектов в единый сбалансированный документ.

Законопроект о СРО в туризме подготовлен группой депутатов во главе со справедливороссом Антоном Беляковым, хотя среди авторов фигурируют и депутаты от фракций ЛДПР и Единой России. «Проект закона по СРО разработан в целях установления правовых основ регулирования деятельности  основных субъектов рынка туристических услуг, формирования системы реального контроля за их деятельностью, введения механизмов материальной ответственности за допущенный ущерб потребителям туристских услуг», - говорится в пояснительной записке депутатов, сопровождающей новый законопроект (текст документа имеется в редакции инфогруппы ТУРПРОМ).

«За последние два года рынок пережил не менее 12 крупных скандалов, связанных с невозможностью выполнить свои обязательства туроператорами и турагентами перед потребителями туристских услуг. Страдает имидж не только  отрасли, но и целом в страны. Такое положение стало возможным не только в силу внешних причин, в числе которых, как правило,  называются лавинообразное нарастание рисков и чрезвычайных происшествий, начиная от терактов, природных и техногенных катастроф, традиции ведения туристического бизнеса в России, сложные отношения с авиаперевозчиками, высокие ставки по кредитам», - отмечают депутаты.

За все годы существования туристического рынка в России предпринимаемые попытки его административного регулирования не дали существенных результатов, поскольку не предусматривали ни эффективного контроля за деятельностью участников рынка, ни ответственности за нарушение вводимых требований, утверждают авторы законопроекта о туристических СРО.

«Признав систему лицензирования недейственной, государство в качестве регулятора ввело требование работы туроператоров исключительно при наличии финансового обеспечения, когда за счет финансовых гарантий должен происходить возврат средств туристам при  возникновении конфликтов. Однако на практике реальная проверка его наличия, оформления и соответствующей  регистрации в установленном порядке по сути не ведется. Но даже если нарушение обнаружится, то не предусмотрена за него ни административная, ни тем более уголовная ответственность», - отмечается в пояснительной записке. С другой стороны сумма страхования ответственности туроператоров и турагентов не пропорциональна рискам, которые несут потребители их услуг. «Кроме того, эта схема не работает, если возникает необходимость оперативного разрешения конфликтов, например,  для экстренного вывоза туристов из другой страны. Предложения вернуться к  системе  лицензирования также не выдерживают критики, поскольку  опыт прошлых лет лишь подтвердил сложность выстраивания системы контроля только административными мерами», - пояснили депутаты.

Эффективными любые финансовые гарантии и другие механизмы могут быть,  если будет налажен действенный механизм контроля, учитывающий рыночные реалии. Поэтому необходимы  шаги, направленные на существенные структурные изменения туристического рынка, чтобы не допускать нарушений прав туристов. «Такой механизм контроля, построенный на системе субсидиарной  ответственности участников, предоставляется именно через институт саморегулируемых организаций как институционально определенного механизма обратной связи между предпринимательским сообществом и органами власти в вопросах правоустановления и надзора», - утверждается в пояснительной записке.

В частности, законопроектом предлагается:

  • что туроператорская  и турагентская деятельность допускается лишь лицами, являющимися членами  соответствующей саморегулируемой организации.
  • предлагается, чтобы  для включения в реестр СРО некоммерческая организация туроператоров  объединяла  в качестве ее членов не менее 50-ти юридических лиц, сформировавших  компенсационный фонд в размере не менее чем 100 тысяч рублей на одного члена и при условии, что каждый член имеет предусмотренное действующим законодательством финансовое обеспечение;
  • вводится  порядок ведения реестра членов СРО, который будет представлять собой информационный ресурс, содержащим систематизированную информацию о туроператорах – членах СРО, а также лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации туроператоров;
  • устанавливаются особенные требования к туроператору - члену саморегулируемых организаций, в том числе обязанность  оперативно уведомлять СРО, в том числе и о сведениях по превышению размера денежных обязательств по заключенным договорам о реализации туристического продукта по отношению к установленному  размеру финансового обеспечения;
  • предусматривается барьер для членства в СРО юридических лиц, среди руководителей или учредителей которых находятся лица, занимавшие руководящие должности или владевшие турфирмами, в отношении которых применялись процедуры банкротства;
  • предусматривается возможность появления национального объединения саморегулируемых организаций туроператоров.

И хотя целый ряд предложенных в данном документе новаций эксперты считают логичными, из-за разнобоя и огромного количества внесенных законопроектов, а также поправок к ним, оптимальным решением будет перенос второго чтения по более поздний срок. Это позволило бы депутатам выработать единый и наиболее сбалансированный документ. «Плохо то, что по одному туристическому законопроекту вводится множество поправок. Так, свои поправки имеют депутаты, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации, Минспорттуризма, общественные туристические организации, и даже Минфин. Поэтому все предложенные инициативы логично собрать и рассмотреть в рамках профильного комитета Госдумы, и в результате вынести единый законопроект, с учётом предложенных поправок. Затем этот законопроект должен быть разослан во все заинтересованные инстанции, включая правовое управление президента России. И только после этого переработанный законопроект должен выноситься на очередное рассмотрение в Госдуму. Однако сроки поджимают, и поэтому высока вероятность того, что 23 марта во втором чтении его отклонят», - сообщил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» инсайдерский источник в Госдуме, знакомый с ходом рассмотрения законопроектов о туризме.

Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!