Подписаться на новости:
Смотрите больше новостей:
Booking.com обвинили в недобросовестной конкуренции, претензии могут предъявить и к TripAdviser
Европейский опыт борьбы с нидерландской компанией Booking.com, захватившей львиную долю на рынке бронирования отелей, решили испробовать в России её отечественные конкуренты. В пятницу турагентство «ОнлайнТур» (OnlineTur.ru) подала сразу 2 жалобы в ФАС (Федеральная антимонопольная служба) на голландскую компанию из-за так называемых «лучших цен», которые активно используют голландцы. Учитывая европейский опыт борьбы с монополизмом Booking.com, а также курс Президента на импортозамещение, некоторый шанс у жалобы «ОнлайнТур» есть. Стоит отметить, что негатив отечественного турбизнеса к иностранным онлайн-компаниям, работающим на туристическом рынке России, не ограничивается только одним Booking.com. Много вопросов вызывает и позиция другого сайта – американского TripAdviser, который активно работая в России, до сих пор позиционирует Крым как часть Украины, что напрямую противоречит российским законам.
Первая жалоба «ОнлайнТура» касается нарушения сервисом бронирования Booking.com Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции», глава 2 (Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция), статья 10, часть 1, пункт 3 (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора). Причина жалобы состоит в том, что Booking.com запрещает российским отелям выставлять в других каналах продаж цены меньше, чем на Booking.com.
«Нам, как экспертам в области стратегического анализа, очевидно, что стремление Booking.com монопольно контролировать ценообразование российских отелей, представляет серьезную угрозу для будущего развития гостиничной сферы и альтернативных систем бронирования отелей в России», - утверждает Андрей Бородин, основатель OnlineTur.ru. «Если российские регуляторы не предпримут ограничительные меры в отношении Booking.com, как это уже сделали власти Италии, Франции и Швеции, то влияние Booking.com на российские отели будет только усиливаться с каждым годом, что негативно отразится на кошельках российских туристах в конечном итоге», - подчеркнул эксперт. Более того, это не только идёт в разрез с политикой импортозамещения, но с политикой обеспечения безопасности, ведь отечественные хотельеры попадают в зависимость от американской компании – крайне недружественной к России страны.
Вторая жалоба касается нарушения Закона №135-ФЗ «О РЕКЛАМЕ», глава 1, статья 5, часть 1 (Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.) и часть 3 (Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: 4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;). Декларация на сайте Booking.com «Гарантия лучшей цены» и «Бронирование без комиссии» не соответствуют действительности и вводят в заблуждение российских потребителей, считают в компании ОнлайнТур. К примеру, были отобраны различные отели в Турции и проведен сравнительный анализ цен на сайте Booking.com с ценами ведущих российских туроператоров. У выбранных туроператоров цена туры была ниже, чем на проживание у Booking.com, не смотря на то, что в тур еще входит перелет, трансфер, питание и медицинская страховка.
«По малозаметной ссылке Booking.com обещает пользователю такую же цену, если он забронирует номер где-либо дешевле, с рядом трудновыполнимых оговорок, дающих право Booking.com не выполнять это обещание, но использовать туристов как бесплатный ресурс для контроля за ценообразованием отелей-контрагентов Booking.com», - пояснил Андрей Бородин. Более того, заявление «Бронирование без комиссии» можно также считать ложным, так как туристы платят отелям, а отели платят из этих денег комиссию Booking.com, которая нередко доходит 30% от стоимости номеров, добавил эксперт. «То есть значительная часть средств, оплаченная туристами за проживание в отелях, перечисляется в Booking.com отелями в виде комиссии», - добавляет основатель OnlineTur.ru.
«Очевидно, что любой глобальный сервис деформирует конкурентную среду. Поэтому, если ФАС серьёзно подойдёт к этой жалобе, то придёт к выводу о необходимости законов, ограничивающих проникновение глобализации в Россию», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» замминистра культуры Московской области Георгий Мохов, курирующий туризм в Подмосковье.
Отметим, что положительный пример борьбы с американским монополистом показала Европ: в декабре 2014 после длительных антимонопольных разбирательств во Франции, Италии и Швеции компания Booking.com согласилась исключить из своих контрактов с отелями пункт о «лучшей цене». А сейчас аналогичное разбирательство проводят власти Германии.
Добавим, что другой крупный туристический портал, но уже с американской родословной – TripAdviser, также вызывает немало вопросов. Прежде всего тем, что до сих пор позиционирует Крым как часть Украины. Очевидно, что компания следует американским законам, однако она активно работает в России, зарабатывая здесь, вероятно, немалые деньги, одновременно игнорируя российскую конституцию, где Крым значится одним из субъектов федерации. Поэтому было бы логично фирме, которая не признает российских реалий, покинуть наш рынок, либо же подчинится российскими правилам.
«С тем, что Крым – это Россия, придется смириться всем, даже тем, кому это совсем не по душе. Я много раз говорил: «Крым вернулся в Россию навсегда», готов повторить это и сейчас. Что же касается публикуемой разными источниками информации о том, что Крым – территория Украины, с этим тоже надо разбираться. Если такая информация преследует серьезные цели, например, антироссийскую пропаганду, разговор должен быть жестким. А уж в российской доменной зоне интернета такие вещи попросту недопустимы», - отметил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» председатель партии «Справедливая Россия», руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов. Теперь остаётся подождать реакции на такую работу TripAdviser официальных госорганов...
P.S. Вечером в понедельник в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ» поступил комментарий от Booking.com, который мы приводим полностью: «Booking.com предоставляет своим пользователям прозрачность, возможность выбора и гарантию лучшей цены. Если пользователь нашел предложение по более низкой цене на другом сайте, мы предложим ему такую же цену. Мы предлагаем нашим клиентам выбор из обширной базы разнообразных объектов размещения, а в случае возникновения вопросов, оказываем поддержку по всему миру. Наряду с этим Booking.com предоставляет своим партнерам возможность профессионально и эффективно продвигать свои услуги на глобальном рынке при помощи Интернета. Мы являемся эффективной и экономичной платформой и с помощью нашего сайта помогаем объектам размещения всех типов, не располагающим большими рекламными бюджетами, рассказывать о себе путешественникам по всему миру. Предлагая те же цены, что и объекты размещения на своих сайтах, мы гарантируем нашим клиентам самые выгодные предложения, а также предоставляем удобный для них сервис. Кроме того, мы помогаем нашим партнерам, как большим, так и маленьким, заполнять номера и развивать свой бизнес.
Если пользователь бронирует номер через Booking.com, объект размещения платит компании небольшую комиссию лишь после того, как гость выехал из отеля. Наша комиссия исторически является самой низкой в сегменте и в среднем составляет около 15%. Таким образом, объект размещения несёт весьма низкие маркетинговые затраты для выхода на мировой рынок. Booking.com всегда будет осуществлять свою деятельность в рамках закона. Если в законодательстве страны произойдут какие-либо изменения, мы будем работать в соответствии с ними».
Автор: