Оценка безопасности турагентств от Роскачества забракована экспертами туррынка

Ирина Архарова
06 Июн 19 7290
Оценка безопасности турагентств от Роскачества забракована экспертами туррынка
Оценка безопасности турагентств от Роскачества забракована экспертами туррынка

Подпишитесь на туристические новости:

В преддверии высокого туристического сезона «Роскачество» опубликовало для туристов критерии безопасности турагентств, вернее, «наоборот» - по каким критериям с высокой вероятностью можно определить мошенника. Отметим, что в СМИ этот материал подают с помощью «хайповых» заголовков, вроде «Как не попасться на удочку турагентств». Эксперты туристического рынка отмечают, что в целом названные критерии действительно верны, однако 100% гарантии безопасности они не дают, т.к. гарантией не могут быть ни безупречные документы, ни «выслуга лет». Поэтому приведенные советы практически бессмысленны, и обезопасить себя можно лишь проверяя репутацию турагентства, а также уделяя внимание оформлению самой сделки по покупки тура.

Итак, какие настораживающие критерии выделяет Роскачество, чьим экспертом выступил небезызвестный поборник платного реестра для турагентств Сергей Голов, совмещающий должность замдиректора «Турпомощи» и руководителя СТР. Во-первых, туристам рекомендуют не покупать туры онлайн – в интернете вероятность нарваться на мошенников наиболее велика. Также настораживающими признаками называют «новизну» агентства, мобильный номер телефона, адрес сайта на бесплатных доменах либо его полное отсутствие и т.д. При этом особо не рекомендуют доверять турагентству, открывшемуся «в разгар сезона».

Если эти очевидные «критерии отсева» пройдены, Роскачество рекомендует проверить документы агентства, в первую очередь ИНН. Также рекомендуются обратить внимание на членство агентства в профильных ассоциациях, а также на то, с какими туроператорами турагентство работает. «Хороший туроператор не доверит продажу туров сомнительному турагентству, а хорошее турагентство не будет работать с сомнительным туроператором», - утверждают в Роскачестве. Также туристам рекомендуют посмотреть отзывы о турагентстве в интернете и воспользоваться «сарафанным радио», опросив знакомых.

Если же дело уже дошло до стадии покупки, то эксперты этой организации рекомендуют внимательно изучить договор, обратить внимание, что турист должен получить напечатанный кассовый чек, а также страховку. О «больном» вопросе скидок туристов также предупредили, что на рынке есть средняя стоимость путевки в определенную страну и в отель определенного класса, и если цена оказывается ниже, то это повод задуматься. Высокие скидки также тревожный знак.

Эксперты, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», уточняют эти критерии, и приводят дополнительные, следуя которым турист сможет снизить свои риски до минимума. «Часто туристы ищут турагентство, которое предоставляет им скидки. Однако при обращении в подобное агентство турист сразу попадает в зону риска. Турагентство, которое работает в рамках закона, что сразу подтверждает его надёжность, скидку на турпакет, сформированный туроператором, предоставить туристу не может. В туризме также практикуют «турагенты», которые работают в одиночку, не несут расходов по содержанию офиса и, соответственно, не платят налогов – к ним я тоже не советовала бы обращаться туристам. Бывают случаи, когда у нескольких туроператоров на один и тот же отель могут немного различаться цены, но подозрительно низкая цена у туроператора тоже должна насторожить туриста», - прокомментировала Наталия Осипова, исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА).

Соответственно, по словам эксперта, при обращении в агентство туристу необходимо проверить уставные документы турагентства, обратить внимание на сроки работы компании в туризме. «Подлинность документов можно проверить на сайте Федеральной налоговой службы. Также при заключении договора с турагентством туристу необходимо внимательно ознакомиться с ним», - отметила Наталия Осипова.

При этом эксперты турагентств, успешно работающие на рынке, с общими критериями согласны, однако подчеркивают, что 100% гарантии они не дают. «В первую очередь я хотел бы подчеркнуть, что 90% туристов пострадали от банкротств туроператоров, и только 10% - от проблем турагентств. Свои критерии надежности турагентства у нас, конечно, есть – это в первую очередь опыт и профессионализм работников, а также давность работы фирмы. Своеобразным критерием может быть и местонахождение офиса – если он находится где-то в промзоне в подвале, не стоит туда обращаться, если у турагентства нет денег разместиться в престижном месте, скорее всего, их нет вообще», - рассказал Алексан Мкртчян, глава сети турагентств «Розовый Слон».

При этом эксперт отметил, что в принципе финансовая информация при подборе турагентства – ведь полезная, если, например, имущественное положение самого турагента оставляет желать лучшего, вряд ли он окажется хорошим специалистом. «Хорошим знаком может быть и собственный офис – да, в Москве это дорого, однако если турагент нашел $300-400 тыс. и вложил эти деньги в бизнес, то его финансовое положение устойчиво. Аренда офисов, кстати, также недешевое удовольствие, нередко служащее причиной ухода турагентств – так в ТЦ аренда 30 кв. м обходится примерно в 300 тыс. рублей в месяц, и нередки случаи, когда агентства платят год-два и уходят, а иногда и разоряются», - пояснил Алексан Мкртчян. Еще один существенный, хотя и «трудноузнаваемый» критерий – кредиты, особенно если кредит взят на пополнение оборотного капитала. «Для турагентства это фактически первый шаг в могилу», - подчеркнул Алексан Мкртчян.

Однако все эти критерии не могут быть 100% гарантией. «Рынок есть рынок, бывает всякое, все мы видели, как с него уходили туроператоры со стажем в двадцать и более лет. С турагентствами аналогично – нельзя сказать, что компания, которая пять лет работает на рынке, окажется менее надежной, чем та, которая работает 25», - добавил соеседник.

Эксперты-юристы тоже оценивают работоспособность приведённых Роскачеством «надежных критериев» скорее пессимистично. «Юридические критерии турагентского бизнеса у всех одинаковые. Никакого государственного разрешения на ведение этого вида деятельности нет, соответственно, нет никаких требований, поэтому и проверять нечего. Нет никаких требований ни к помещению, ни к сотрудникам, ни к стажу деятельности, ни к соблюдению каких-то юридических формальностей – свободный вид деятельности для любого предпринимателя, который собирается продавать туры», - прокомментировал Георгий Мохов, председатель правовой комиссии РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». Как подчеркнул эксперт, те, кто сознательно планирует мошенничество и хочет «исчезнуть», собрав с туристов деньги, как правило, соблюдают все требования – они входят в реестры, у них есть юрлицо и ИНН.

При этом эксперт отметил, что большая часть турагентств юридически таковыми не являются. «У них нет прямых договоров с туроператорами – они работают через центры бронирования, через системы онлайн-бронирования, через консолидаторов расчетов и т.д. Ситуация такова, что реальная жизнь ушла вперед от законодательства лет на пять-десять, в итоге законодательство регулирует те отношения, которые были в то время на рынке, «не заметив» развитие системы онлайн-бронирования, платежных систем и т.д. Поэтому проверить на глазок надежность турагентства по юридическим признакам невозможно», - пояснил Георгий Мохов. Его совет в данном случае – проверять репутацию агентства. «А также уделять внимание оформлению самой сделки – чтобы были все необходимые расчетные документы, договоры, кассовые чеки, чтобы выдавались на руки проездные документы», - резюмировал эксперт.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!