Ученые выяснили, что Туринская плащаница не была наложена на тело Иисуса

Новое исследование, опубликованное в журнале «Археометрия», ставит под сомнение подлинность Туринской плащаницы – льняного полотна, которое многие считают погребальным покровом Иисуса Христа. Бразильский 3D-дизайнер и исследователь Сисеро Мораес, эксперт по реконструкции исторических лиц, утверждает, что Туринская плащаница – это не что иное, как «шедевр христианского искусства», созданный средневековым скульптором.
Справка Турпрома о Туринской плащанице: Туринская плащаница – это льняное полотно размером 4,37 на 1,13 метра, на котором едва различимо изображение мужчины спереди и сзади. На протяжении веков она является объектом поклонения для благочестивых христиан, которые верят, что это изображение появилось, когда Иисуса завернули в эту ткань вскоре после его смерти на кресте. Однако, несмотря на религиозное значение, подлинность плащаницы вызывает споры среди ученых и исследователей.
Анализ Мораеса показал, что характерный узор на саване мог быть создан только путем наложения ткани на плоскую скульптуру, известную как барельеф. В своей статье Мораес написал: «Изображение на Плащанице больше похоже на художественное барельефное изображение, чем на прямое отражение реального человеческого тела». Этот вывод противоречит распространенному мнению о том, что изображение на плащанице возникло в результате контакта ткани с телом Иисуса.
Чтобы понять, как могло появиться изображение на Туринской плащанице, Мораес создал две цифровые 3D-скульптуры: человеческое тело целиком и плоскую рельефную скульптуру. Используя программное обеспечение для цифрового моделирования, он наложил ткань на обе скульптуры и измерил места соприкосновения ткани с материалом. Сравнение изображений, оставленных на виртуальной ткани, с фотографиями Туринской плащаницы, сделанными в 1931 году, показало, что ткань, которой была покрыта рельефная скульптура, почти идеально совпадала с плащаницей. Между тем изображение, полученное путем наложения ткани на реального человека, выглядело широким и искажённым, что объясняется «эффектом маски Агамемнона».
В эпоху Средневековья барельефные изображения религиозных деятелей были чрезвычайно популярным украшением надгробий и других сооружений. По мнению Мораеса, это значительно повышает вероятность того, что саван был создан как произведение искусства во времена средневековых погребальных обрядов, а позже стал считаться подлинной реликвией.
Первое письменное упоминание о Туринской плащанице датируется XIV веком, и почти сразу же реликвию обвинили в том, что она является подделкой. Современное радиоуглеродное датирование, проведенное в 1989 году, показало, что плащаница была создана между 1260 и 1390 годами нашей эры. Это означало бы, что полотно Туринской плащаницы продолжало расти ещё 1000 лет после смерти Иисуса, что ставит под сомнение ее подлинность.
Несмотря на это, многие по-прежнему утверждают, что Туринская плащаница — это действительно погребальное полотно Иисуса. В прошлом году профессор Либерато Де Каро заявил, что у него есть «огромное количество доказательств», подтверждающих подлинность Туринской плащаницы. Однако метод, использованный исследователями, был признан ненадёжным и был разработан Де Каро специально для того, чтобы доказать, что Туринская плащаница является подлинным артефактом.
Ранее ученые также проводили анализ образцов крови, взятых с плащаницы в 1978 году. Судебно-медицинская экспертиза показала, что «пятна крови» на саване не соответствуют положению тела лежащего человека и могли быть оставлены только стоящим человеком. Кроме того, ученые задались вопросом, была ли кровь частью оригинального Туринского плаща. Химик доктор Уолтер МакКроун, проанализировавший полоски ленты в 1978 году, обнаружил, что изображение состояло из красной охры и раствора желатина, что указывает на возможное использование пигментов при создании изображения.
Мнение Мораеса о Туринской плащанице как о средневековом произведении искусства добавляет новые аргументы в давний спор о ее подлинности. Независимо от того, является ли она подлинной реликвией или искусной подделкой, Туринская плащаница продолжает привлекать внимание ученых, религиозных деятелей и широкой публики, оставаясь одной из самых загадочных и обсуждаемых реликвий в мире.