Эксперты: электронная путевка к 1 января готова не будет, Ростуризм может лишиться на неё всех прав

Ирина Архарова
13 Ноя 17 6580 1
Эксперты: электронная путевка к 1 января готова не будет, Ростуризм может лишиться на неё всех прав
Эксперты: электронная путевка к 1 января готова не будет, Ростуризм может лишиться на неё всех прав

Подпишитесь на туристические новости:

В деле об электронной путевке открываются новые страницы – компания «Астерос» подала апелляционную жалобу по поводу предыдущего решения дела, в ходе которого ее обязали выплатить разработчику 54 млн рублей. При этом эксперты разработчика программы - компании «Аэронавигатор», подчеркивают, что это может быть и средством «затянуть время», так как официально электронная путевка должна заработать уже с первого января, однако информационная система, по оценке экспертов, к этому не готова.

Напомним, Арбитражный суд Москвы 4 сентября постановил следующее: «Взыскать с Акционерного общества «Астерос» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Аэронавигатор» задолженность в размере 54.092.100 рублей; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2.503.965 рублей 41 копеек; расходы на оплату госпошлины в размере 200.000 рублей; в остальной части требований отказать. Во встречном иске отказать в полном объеме».

Данная скандальная история получила огласку в январе этого года из-за неоплаты работ по созданию системы «Электронной путевки», причём в центре скандала оказался Ростуризм: получившая контракт на разработку электронной путевки IT-компания «Астерос» не оплатила своему субподрядчику - компании «Аэронавигатор», 65 млн рублей за выполненную работу. В свою очередь, последняя заявила о том, что авторские права на результаты интеллектуальной деятельности по «электронной путевке» принадлежат только компании «Аэронавигатор», и пока деньги за работу оплачены не будут, она всем запрещает пользоваться своей разработкой. При этом именно «Аэронавигатор» на втором этапе создания электронной путевки проводил подбор туроператоров для тестирования системы, а затем само тестирование. Например, в 2015 году представители «Аэронавигатора» ездили уговаривать включиться в проект «Интуриста», который был изначально против, потому что не понимал потенциала системы. Всего в ходе пилотного запуска была обработана информация о 40 тысячах туров и 50 тысячах путевок без указания персональных данных.

Примечательно, что подачу апелляционной жалобы на сентябрьское решение суда как дальнейшее развитие событий предполагали обе стороны, и это случилось. «Несмотря на то, что в прессе «Астерос» заявлял об удовлетворенности результатами судебного решения первой инстанции, им была подана апелляционная жалоба. Это означает, что по данному делу не поставлена точка и апелляционный суд может изменить решение, в том числе и в ущерб позиции Ростуризма. Нами в свою очередь также подана жалоба по поводу прав на результаты работ по 2-му этапу создания «Электронной путевки», - заявил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Александр Белей, глава компании «Аэронавигатор». Заседание апелляционного суда, как сообщил собеседник, назначено на 20 декабря. «Несмотря на благополучную ситуацию для Ростуризма, Астерос вновь де-факто поставил Ростуризм под угрозу задержки создания ИС «Электронная путевка». Мы предполагаем, что такая задержка нужна Астерос в связи с неготовностью ИС «Электронная путевка», - считает Александр Белей.

Дело в том, по словам эксперта, что состояние проекта «Электронная путевка» на основании опубликованной на портале Ростуризма документации показывает, что предлагаемая технология формирования и оборота электронных путевок не соответствует действующему и разрабатываемому законодательству РФ. А именно: перечень информации в электронной путевке, описанной в документации ИС «Электронная путевка», не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». «Более того описанная в документации ИС ЭП технология формирования электронной путевки не позволит реализовать требования, описанные в разрабатываемом Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме и порядка обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта», из-за отсутствия в электронной путевке полной информации о реализовываемом туристском продукте, описанной в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта». К сожалению, всё туристическое сообщество, вовлеченное в процесс тестирование, понимает это, но детально не комментирует», - заявил глава «Аэронавигатора».

Стоит отметить, что Ростуризм на электронную путевку возлагает большие надежды, да и потратил на её разработку баснословные суммы из бюджета. В частности, система «Электронная путевка» должна в онлайн-режиме собирать информацию о проданных чартерных билетах – это не далее как сегодня озвучил представитель Ростуризм. При этом данные обо всех перевозках организованных путешественников Ростуризм будет передавать в Минтранс. «Система позволит видеть информацию о продаже билетов на чартерные рейсы. Мы сможем передавать эту информацию в Минтранс России, а министерство — использовать ее для общего управления авиаперевозками», - прокомментировал «Известиям» замруководителя Ростуризма Николай Королев. По его словам, такие данные могут помочь в сопоставлении финансового состояния перевозчика с объемом взятых обязательств, чтобы на ранних стадиях выявлять и противодействовать построению «пирамид». Кроме того, контроль за билетами позволит избежать ситуаций, когда оператор не оплачивает обратный перелет заранее.

«Уже сегодня очевидно, что созданная на 3-м этапе ИС «Электронная путевка», не позволит осуществить переход на полностью электронный документооборот при реализации туристического продукта, что в свою очередь превратит ИС ЭП в фактически фискальную информационную систему, с дублирующей функции ФНС функциональностью. Более того, из-за неполной и недостаточной информации о реализованных туристических продуктах, а также с невозможностью перехода на полностью электронный документооборот и соответственно сохранения бумажных договоров реализации турпродукта, будет невозможно достигнуть полной прозрачности рынка туристских услуг», - резюмировал Александр Белей.

Редакция инфогруппы «ТУРПРОМ» запросила комментарий в компании «Астерос» о причинах и последствиях предстоящего апелляционного судебного разбирательства, однако оперативно получить его не удалось.

PS: Свою точку зрения на ситуацию представила также компания «Астерос». «Мы действительно подали апелляционную жалобу, так как не в полной мере удовлетворены решением суда первой инстанции. Мы поддерживаем решение только в части признания за нашим клиентом права на разработанное программное обеспечение. Напомню: истец утверждал, что программная часть проекта, к разработке которой он был привлечен группой «Астерос» в качестве субподрядчика, принадлежит ему и, следовательно, права на нее не могут быть переданы Ростуризму, а продолжение проекта ИС ЭП не может считаться легитимным. Такие заявления были признаны судом безосновательными, а сама претензия истца отклонена. Единственным законным правообладателем «Электронной путевки» является Ростуризм», - прокомментировал Алексей Денисов, директор проекта «Электронная путевка», группа «Астерос».

Также эксперт отметил, что «есть основания считать сдачу работ субподрядчиком несвоевременной, а качество – ненадлежащим». «Наш бывший подрядчик не оказал услуги, за которые суд постановил взыскать с нас оплату, а также допустил существенную просрочку сдачи результатов работ, что не было учтено судом первой инстанции. Надеемся, что апелляционный суд взвесит все представленные аргументы и пересмотрит принятое первой инстанцией решение. В связи с тем, что подрядчик проявил себя как недобросовестный партнер, он не был привлечен к дальнейшему этапу создания системы. Группа «Астерос» была и остается единственным контрактодержателем по реализации проекта ИС «Электронная путевка» и выполняет все взятые на себя обязательства, как перед клиентом, так и перед своими партнерами. Судебный спор никак не повлияет на сроки сдачи работ государственному заказчику», - заявил Алексей Денисов.

По его словам текущий момент реализуется третий этап проекта по созданию ИС «Электронная путевка», исполнение контракта идет с соблюдением всех сроков, указанных в календарном плане. В частности, 22 сентября этого года «Астерос» и Ростуризм объявили о запуске открытого тестирования функционала будущей системы для участников рынка. Предварительные испытания системы подтвердили, что ее функционал полностью соответствует техническому заданию. «Все голословные обвинения в адрес «Электронной путевки», касающиеся ее недоработки, несоответствия законодательству и прочие, не имеют под собой никаких оснований. Подобные «выступления» мы расцениваем как попытки саботажа государственного проекта. Мы дорожим своей деловой репутацией и репутацией своих клиентов и прилагаем все необходимые усилия, чтобы на сроки запуска наших проектов, в том числе, по ИС «Электронная путевка», не имели влияния никакие действия третьих сторон. Согласно Федеральному закону от 2 марта 2016 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», единая информационная система будет введена в промышленную эксплуатацию с 1 января 2018 года», - заявил Алексей Денисов.

Подписывайтесь на туристические новости от Турпрома в соцсетях:

Это точно интересно:
Создайте здесь свой путеводитель по !
Бесплатно и без регистрации!
Просто добавьте сюда интересные объекты из списка!